Организация и проведение туристического похода на велосипеде. как подготовиться к походу
Выбор маршрута похода.
Предположим, вы желаете пройти маршрут по лесам-полям из Санкт-Петербурга на озеро Селигер либо, скажем, прокатиться около Ладоги либо Онеги. Себя испытать и увлекательные места взглянуть. В случае если так — то вы «экспедиционный велотурист». А эта статья о том, как планировать велопоходы.
Само собой разумеется, отечественные советы для начинающих «экспедиционников», так как «продолжающие» и «заканчивающие» в полной мере обойдутся и без нас.
Итак, в случае если у вас в голове засела мысль сходить в велопоход, то начать нужно с планирования маршрута. Для начала нужно определиться со следующими параметрами. Первый — это регион. Второй — тип дорог, по которым вы предпочитаете ездить. Третий — наметить конкретные объекты, каковые вы желаете взглянуть. Потом нужно обозначить вероятные точки финиша и старта, а после этого «натянуть» на полученный каркас нитку предполагаемого маршрута.
До тех пор пока все легко.
В базу маршрута прекрасно заложить определенную идеологию. К примеру, достигнуть озера Селигер либо добраться до затерянного в лесах монастыря. В этом случае поход приобретает осмысленную цель, к которой возможно стремиться.
Это неизменно внутренне мобилизует участников, оказывает помощь превозмочь невзгоды. Что не редкость, в случае если главная цель похода достигается в середине маршрута?
В марте как-то отправились в Восточную Сибирь. Декларировалась цель — пересечь по льду озеро Байкал. В то время, когда озеро прошли, то оставалось проехать еще 1/3 маршрута.
Как следствие — всю оставшуюся семь дней люди ехали с эмоцией того, что эта часть маршрута была как бы лишней, потому, что основная цель похода осталась сзади.
Как лучше доехать до места?
Поболтаем о точке заброски. Из опыта как мы знаем, что затевать маршрут с осмотра достопримечательностей — не хорошо. Иначе говоря если вы планируете маршрут Стокгольм-Осло-Стокгольм, то осматривать шведскую столицу нужно на обратном пути.
В первоначальный сутки все «рвутся в бой», хотя поскорее начать «наматывать километры», и впечатления от первого города, в большинстве случаев, очень сильно смазаны.
В случае если вам предстоит долгая дорога поездом, то лучше, в случае если дорога «в том направлении» будет дольше, чем «обратно». К началу маршрута возможно ехать продолжительно и с наслаждением: вы собрались с приятелями, у вас красивое настроение, в первых рядах отдых. Вот обратный путь не столь приятен. Отдых сзади, а дома ожидает куча неотложных дел.
Тут продолжительный путь не в эйфорию.
Ясно, что к началу маршрута лучше подъезжать утром. Не всегда это удается, но однако, тут имеется за что побороться. Предположим, поезд прибывает вечером, часов в 8. До тех пор пока вы выгрузитесь, разберёте велосипеды, удостоверитесь в надежности, все ли в порядке по окончании перевозки, докупите нужные продукты и выедете из города, пройдет время. Ставить палатки придется уже среди ночи. Увидим — это будет первая постановка лагеря в походе, которая неизменно существенно дольше всех последующих.
Поздний отбой будет провоцировать поздний подъем, в следствии вы значительно проиграете на следующий сутки в ходовом времени.
Существенно лучше прибыть на место старта в 6-7 часов утра и сходу ринуться в бой. Особенно данный момент серьёзен, если вы идёте в поход по нехорошей погоде. Приятно выйти сухим из теплого поезда!
Существенно хуже проснуться под дождем в лесу. В случае если в простой сутки вы закладываете, например, 70-90 км пути, то выйдя в начале утра из поезда, вы в полной мере имеете возможность рассчитывать на 100-110.
Что делать, в случае если поезд на нужную станцию прибывает лишь вечером? Один из вариантов — остановиться для ночевки в местной гостинице. Второй вариант — поменять место старта.
Финишная точка похода в большинстве случаев подбирается в расчете на то, что будет легко уехать обратно к себе. Потому, что велопоходы довольно часто проходят летом, в то время, когда понятие «легко уехать» применительно к железным дорогам малоупотребимо, то, дабы избежать «зависания», приходится брать билет заблаговременно. Конечно же, это сужает отечественные возможности по планированию маршрута.
Как мы знаем, что билеты на обратный выезд продаются в большинстве случаев лишь с конечных или других больших станций. Запрещено, к примеру, заблаговременно взять билет на поезд, скажем, Вологда-Петербург, от станции Кадуй до Санкт-Петербурга. Лишь от Вологды. Само собой разумеется, вы имеете возможность приехать в Кадуй в надежде взять билет на проходящий поезд в сутки отъезда, но летом данный номер может не пройти. Также, на проходящем поезде свободны, в большинстве случаев, лишь боковые места, на которых нереально разместить велосипеды.
С билетами не хорошо не только летом, но и в первоначальный и последний сутки осенних и весенних каникул школьников, на январские праздничные дни и на протяжении зимних каникул студентов. Самое ужасное время — начало сентября и конец августа — период массовой миграции их родителей и детей с курортов к себе. Обстановка становиться неуправляемой, а также обладатели «мохнатой лапы» в ЖД кассах не смогут совладать с билетной проблемой.
Прокладывание маршрута похода.
Так, мы подошли к занимательной мысли. С позиций отъезда финальная точка маршрута обязана пребывать на станции, откуда возможно взять билет к себе. Иначе, завершение маршрута — это «праздник души».
Хочется «глотнуть» цивилизованной жизни, пойти в местный музей, посмотреть в кафе либо ресторан. Следовательно, нужно планировать самые занимательные места и самые несложные участки пути именно на конец похода. Эта методика имеет один недочёт: в случае если в походе произошли неприятности, и вы утратили на маршруте несколько дней, то на осмотр занимательных мест времени может не хватить.
Дабы избежать аналогичных вещей, нужно просмотреть запасной вариант. Само собой разумеется, если не нужно спешить на работу, то возможно дополнительно день-два и компенсировать опоздание. А вдруг время не разрешает, то нужно прикинуть, где возможно «подкинуться», к примеру, электричкой.
Само собой разумеется, это не весьма спортивно но что делать? «Работа не волк — выпустишь, не поймаешь!».
С организацией запасного варианта довольно часто бывают неприятности. Скажем, вы запланировали переход через болото по тропе и вычислили его на двое суток. А в итоге дней оказалось пять. Ясно, с середины болота никуда не уедешь.
Чтобы подобное «болото» не сорвало маршрут, его лучше отнести к началу похода, а конечную часть маршрута перенести в населенную местность. Тогда, даже в том случае, если В первую очередь похода за вами тянется «хвост» из двух дней опоздания, это упущение легко компенсировать в «населенке».
Что ж получается? С позиций тактики — сложный участок должен быть в начале похода, самоё интересное место либо целевая точка — в конце, а между нами — несложный участок, на котором возможно нагнать график? Не совсем так.
Разумно первые 2-3 дня похода израсходовать на «вкатывание» и акклиматизацию, в особенности в случае если речь заходит о горных маршрутах. Не нужно, чуть выйдя из поезда, штурмовать перевал высотой 4 километра.
Как пример заберём поход по восточной Турции к горе Арарат во второй половине 90-ых годов двадцатого века.
По окончании прибытия в Трабзон команда два дня проходила аклиматизацию, двигаясь по прибрежному шоссе. На третий — начался штурм трехкилометрового перевала по дорожке, перешедшей во вьючную тропу. По окончании покорения перевала (за три дня) начался участок несложнее, что был богат увлекательными местами. Финалом экспедиции должно было стать восхождение на Арарат, перед которым планировался довольно легкий участок.
Все было спланировано как нужно: «раскат», «подвиг», участок, на котором возможно нагнать график, и основная цель — Арарат. Но жизнь внесла коррективы: участок равнинной дороги в 13 км на протяжении армянской границы был закрыт пограничниками, и группе было нужно совершить непредвиденный объезд в 120 км через два перевала по 2100 метров любой. В следствии утраты времени перед Араратом график было уже не нагнать, и на гору взошли лишь 2 человека из 6 участников проекта (несколько альпинистов, прибывшая прямо к горе).
Вот так, кроме того планируя все верно и гармонично, возможно не достигнуть цели из-за форс-мажорных событий.
Как планировать дневки?
Дневка — это сутки отдыха в походе, в то время, когда несколько никуда не едет. Дневки бывают вынужденные и запланированные. Пример вынужденной дневки: в походе по Костромской области произошёл массовый выход из строя велосипедов.
Обстоятельств было две: не хорошо подготовленная ветхая техника и температура в 24 градуса мороза. В следствии было нужно сделать вынужденную дневку и заняться ремонтом велосипедов.
В случае если в глубинке что-то ломается в вашем велосипеде, то идите в автомобильные мастерские. В большинстве случаев мастера не отказывают, если вы попросите разрешения воспользоваться верстаком либо кувалдой, в случае если эти нужные для ремонта вашего «коня» инструменты в походном ремнаборе отсутствуют. Особенно это комфортно зимний период — ремонтировать велосипед в теплом боксе куда приятнее, чем на холодной улице.
Вынужденная дневка застанет вас в любой точке маршрута — желаете вы этого либо нет. А вот дневку плановую вы имеете возможность поставить в маршрут самостоятельно. Некогда были нормативы, предполагавшие чуть ли несколько дневку на трое суток пути.
Сейчас для сложных походов мы рассчитываем одну дневку на 5-7 дней. Само собой разумеется, речь заходит лишь о походах, в которых имеется громадная спортивная составляющая. В случае если в ваши замыслы входит «велоотдых» в Крыму, то в полной мере возможно ехать в режиме ходовой сутки — сутки отдыха.
Плановые дневки стараются ставить в занимательных местах, и по окончании преодоления сложных участков. Скажем, забрали вы высокогорный перевал, спустились в равнину — возможно денек расслабиться, вернуть силы, совершить профилактический ремонт велосипедов.
Кстати, дневка — дневкой, а время подъема лучше не переносить. Раз организм уже привык подниматься в 6 утра — не нужно эту привычку разламывать. Лучше поспать час-второй дополнительно днем.
В противном случае на следующий сутки ранний подъем снова превратится в тяжелую задачу.