Почему велосипедные команды живут недолго

В сезоне 2016 г. в высшей лиге опытного шоссейного велоспорта (UCI World Tour) выступали 18 команд: три из америки, по две из Бельгии и Франции, по одной из Австралии, Англии, Германии, Испании, Италии, Казахстана, Нидерландов, Швейцарии, ЮАР и две из России – Katusha и Tinkoff. По результатам сезона на первом месте в рэнкинге UCI (Интернационального альянса велосипедистов), формирующегося на базе собранных гонщиками призовых очков, испанская команда Movistar, на втором – Tinkoff. Гонщик Tinkoff словак Петер Саган – фаворит личного рэнкинга (в этом сезоне Саган победил шоссейный мировой чемпионат и респектабельные гонки Grand Prix Cycliste de Quebec, Tour des Flandres и Gent-Wevelgem).

Игорь Макаров, создавший Katusha в 2009 г., привлек в команду с 2017 г. нового титульного спонсора – усиливающие шампуни Alpecin (ранее эта марка спонсировала команду Giant). С нового года команда будет выступать не под русском, а под швейцарской лицензией, но «Макаров не вышел из проекта Katusha. Он все еще на 100% владеет команды», поведал «Ведомостям» главный менеджер команды Вячеслав Екимов.

Почему велосипедные команды живут недолго

Олег Тиньков обладал командой UCI World Team c 2013 г., израсходовал около 50 миллионов евро, но со следующего года перестает спонсировать велоспорт. Основная обстоятельство – обладателю «Тинькофф банка» не удалось поменять финансирования и принципы организации опытного велоспорта, и распределение доходов от гонок и телетрансляций. «Я пробовал как-то расшевелить обстановку в велоспорте, – говорил Тиньков «Ведомостям». – Tour de France получает 100 миллионов евро в год – это мало, и главная неприятность в том, что велоспорт показывают безвозмездно, не смотря на то, что обстановку имела возможность бы исправить продажа телевизионных прав», – говорит Тиньков.

По словам предпринимателя, он пробовал обсуждать эту идею с государственный служащими, искал союзников – к примеру, медиамагната Руперта Мердока, что обладает велокомандой Team Sky, но идею не удалось воплотить из-за косности велоспортивных отсутствия и правил достаточного количества времени. «Я бы желал получать на всем, что я делаю. Но европейские госслужащие были посильнее». Последние активы команды Tinkoff будут реализованы до Января этого года, договора со спортсменами истекли.

Затраты команд

Согласно данным французского издания l Equipe, в первую пятерку команд по размеру бюджета в 2016 г. входили английская Team Sky (35 миллионов евро), Katusha (32 миллионов евро), американская BMC (28 миллионов евро), Tinkoff (25 миллионов евро) и казахстанская Astana (20 миллионов евро). Это намного выше среднего бюджета опытной велокоманды UCI World Team, что образовывает 12-14 миллионов евро.

Team Sky в 2016 г. израсходовала лишь на зарплаты более 24 миллионов евро. Эту команду многие вычисляют самой сильной в истории велоспорта (их темно-серый автобус взял прозвище «Звезда смерти» ). Основная звезда команды – трехкратный победитель Tour de France Крис Фрум приобретал в этом сезоне около 4,5 миллионов евро в год – столько же, сколько звезды Tinkoff Альберто Контадор и Петер Саган.

Около 1,5 миллионов евро в год уходит на поездки – бензин, машины, авиабилеты. Новый автобус для команды приобретается за 500 000-600 000 евро (модель с кастомным интерьером) и помогает 10-12 лет, обслуживание автобуса обходится приблизительно в 50 000 евро в год.

Доходы команд

Главная часть прибыльного бюджета команды с топ-лицензией UCI World Team (от 80% и выше) – это титульных владельцев спонсоров и деньги команд (UCI кроме этого выдает лицензии низшего уровня – UCI Continental Teams и UCI Professional Continental Teams). Пара миллионов евро приносят технические спонсоры, около 1,5 миллионов евро – продажа экипировки под брендом команды. Организаторы гонок выплачивают командам бонусы за победы и участие, каковые за год смогут достигнуть нескольких миллионов.

К примеру, бюджет команды Team Sky в 2015 г., согласно данным сайта The Inner Ring, складывался из следующих статей: 15,6 млн фунтов обеспечили титульные спонсоры, 2,96 млн – технические (Shimano, Pinarello, Jaguar), еще 1,9 млн фунтов поступило от них в виде разных оборудования и товаров для гонки. 3,8 млн фунтов составили выплаты за участие в гонках от организаторов и призовые деньги, но ко мне же, по всей видимости, вошли доходы и от мерчендайзинга, поскольку в отдельную строке они не выделены.

Организаторы гонок кроме этого покрывают проживание в отелях – в первую очередь чтобы дать равные условия всем участникам гонок. В противном случае богатые команды, каковые смогут позволить себе отель рядом со стартом, возьмут преимущество перед командами, которым нужно будет селиться на большом растоянии. Равенства стараются достигнуть и в комфортабельности отелей: звезды отелей суммируются, наряду с этим у всех команд должно оказаться приблизительно однообразное количество звезд по результатам гонки.

Спонсоры

«Все, что на данный момент надето на мне, от кроссовок до трусов, предоставлено спонсорами», – говорил на гонке Vuelta a Espana Пьер Орфанидис, директор по коммуникациям Tinkoff.

Команды смогут иметь до трех главных (титульных) спонсоров, каковые обязаны выполнять выплаты в фонд команды, плюс пара поставщиков и технических спонсоров, каковые в большинстве случаев поддерживают команду, поставляя ей собственную продукцию. Кое-какие команды приобретают от спонсоров фактически все – от велосипедов и питания до одежды, инструментов и автомобилей, другие предпочитают закупать что-то самостоятельно, дабы снабжать команду лучшим снаряжением. Вместо спонсоры приобретают брендинг (обеспечение видимости бренда на протяжении гонок), помощь в организации гонок, права на изображения райдеров и другие промоматериалы.

персонал

В элитных командах требование ко всему персоналу – наличие опыта в опытном велоспорте. Зарплаты выше, чем в классических секторах экономики, но не такие высокие, как в других видах спорта. На зарплаты персоналауходит 10-20% бюджета команды.

На многодневный тур в большинстве случаев привозится около 30 человек – райдеры, механики, повара, массажисты, администраторы, доктора.

Доктора (в команде их пара), в большинстве случаев, живут вдалеке от гонщиков и во время подготовки к гонкам консультируют райдеров по телефону. На протяжении гонки их присутствие в обязательном порядке – они путешествуют вместе с командой, оказывая помощь при травмах, не требующих госпитализации. Лекарства для команды закупаются врачами, причем врач обязан знать состав каждого средства на предмет запрещенных препаратов.

Командный повар, в большинстве случаев, хорошего уровня, из ресторана, но с опытом работы в спорте. Меню составляется по принципу достатка углеводами, потому, что как раз их баланс несёт ответственность за восстановление спортсмена, и из-за безопасности. Любое отравление, пищевая зараза либо пищевая аллергия в условиях многодневной гонки становятся фатальными.

Часть продуктов предоставляется спонсорами команды, часть закупается в супермаркетах. Но с обилием спонсоров ко второму пути повар прибегает все реже и реже. Повар в команде один, а команда может принимать участие в нескольких гонках сходу.

В таких случаях гонщики, выступающие в менее больших соревнованиях, питаются в отелях, а за их доппитание (хлопья утром, паста) отвечают массажисты, каковые или дают указания повару отеля, или едут в магазин и что-то закупают сами.

Кто получает

Большие спонсоры не желают идти в опытный велоспорт. Менеджеры команды Tinkoff пробовали подступиться к «крупнякам». Но Samsung и Apple отказались – «не видим прибыли», а в Emirates прямо заявили, что если бы желали, то у них бы уже была команда.

Исключением возможно назвать Movistar – данной командой обладает одноименная телекоммуникационная компания, наибольшая на рынках Латинской Америки и Испании, где на данный момент бум велосипедного спорта. По большей части же обладателей команд возможно поделить на три главные категории: помешанные на велоспорте миллионеры наподобие Олега Тинькова и Джона Мердока, сына медиамагната Руперта Мердока (ему в собственности Team Sky); команды с госсподдержкой – Astana, Bahrain Merida (команда будет выступать с сезона 2017 г.); команды производителей велосипедов (BMC, Canondale, Giant, Trek), делающие себе на гонках хорошую рекламу.

Конечно, получают на гонках и организаторы. Amaury Спорт Organisation (ASO), организатор двух самых респектабельных многодневок в Европе – Tour de France и Vuelta a Espana – не делится доходами от прав на телетрансляцию с командами. Еще один источник дохода – деньги, каковые выплачивают города за возможность приема у себя тура многодневки.

К примеру, в следующем году TDF стартует из Дюссельдорфа – за это немцы выложат организаторам 3-5 миллионов евро в расчете на доходы, каковые они возьмут от самих команд и приёма туристов. Кроме того мелкие деревушки платят по 50 000 евро, дабы войти в маршрут гонки: так как это привлечет к ним туристов. Все эти деньги уходят в ASO, команды «не в доле», не смотря на то, что иногда сами города готовы платить отдельным командам за сам факт того, что в их населенный пункт для принятие участия в гонке приедет звезда.

Но необходимо отметить факт, о котором не упоминают обладатели команд, жалующиеся на скупость ASO: права на трансляцию велогонок приносят не так много денег, как права на показ футбола либо хоккея. Во-первых, для телекомпаний трансляция велогонок сопряжена с громадными затратами: вместо того дабы снимать все соревнование в пределах одного стадиона, они должны выделять мобильные команды на машинах, вертолётах и мотоциклах, путешествующие тысячи километров за участниками гонок.

Каналов, готовых понести такие траты, не так много. Во-вторых, эти опросов говорят о том, что среди зрителей велогонок большую часть составляют представители старшей возрастной категории – не самая привлекательная аудитория для рекламодателей. В следствии, по подсчетам того же The Inner Ring, дележка прибыли ASO от продажи прав на ТВ принесла бы каждой из команд World Tour… около 275 000 евро в год.

Тут, снова же, возможно попенять ASO на недостаточные упрочнения по популяризации велоспорта.

Дешёвый спорт, дешёвые спортсмены

Но, Екимов отмечает, что в Европе велоспорт есть вторым по популярности по окончании футбола. «Велоспорт – весьма дешёвый спорт, – говорит он. – В футболе, «Формуле 1» и других видах спорта вам нужно приобрести билеты, и вы все равно не заметите спортсменов вблизи. Что касается велоспорта, то вам достаточно прийти на старт либо финиш гонки, дабы заметить все, что вам весьма интересно.

Помимо этого, на протяжении гонки по автостраде либо же в горах фанаты смогут прочувствовать эмоции и напряжение гонщиков, каковые находятся на расстоянии вытянутой руки. Одновременно с этим вы имеете возможность взглянуть видеотрансляцию гонки в баре, дома с приятелями, сами начать тренироваться либо же взглянуть соревнование за обедом».

«У велоспорта имеется точка сотрудничества с заинтересованностями бизнеса, – продолжает Екимов. – Преимущество велокоманды содержится в том, что ей возможно дать наименование спонсора. Большие футбольные команды носят такие заглавия, как Real Madrid, Bayern Munchen and AS Roma, тогда как в велоспорте мы говорим о Movistar, Bora-Argon, Katusha-Alpecin и т. д.».

По словам Екимова, уже в конце 2014 г. Игорь Макаров заметил веяния рынка и решил продолжить развитие Katusha в сторону коммерциализации проекта. Тогда показались Katusha Спорт (первая марка одеждына основе команды), Katusha Events (занимается организацией спортивных событий для фанатов команды и любителей спорта и напрямую связана с командой) и Katusha Cafe (мобильное кафе на колесах, которое сопровождает болельщиков на популярных гонках). В 2016 г. начала и команда сама приносить доход, говорит ее генменеджер.

Необходимы реформы

Как пример идеально функционирующей в денежном замысле команды Орфанидис именует FC Barcelona. Годовой бюджет ФК – много миллионов евро, наряду с этим от главного спонсора Qatar Airways он приобретает всего 15% от данной суммы. Другое – продажа билетов, мерчендайзинг, продажа игроков, права на трансляцию.

Такая денежная независимость – залог стабильности, что разрешает футбольным клубам существовать сотни и десятки лет, обретая все больше поклонников и славы, что, со своей стороны, завлекает новых спонсоров.

Одновременно с этим многие велокоманды – однодневки, потому, что лицензии команд UCI World Teams, дающие право принимать участие в самых респектабельных гонках, – кратковременные, выдаются на год-два, и это не разрешает обладателям команд выстраивать долговременные замыслы. В следствии команды систематично переходят из рук в руки и меняют заглавия. Помимо этого, в велоспорте отсутствует трансферный рынок: у обладателей команд нет права на компенсацию, в случае если перспективного гонщика переманивают в другую команду.

В 2014 г. 11 из 18 велокоманд «высшей лиги», включая Team Sky и Tinkoff, создали ассоциацию Velon с целью побудить спортивных государственныхы служащих и огранизаторов гонок начать реформы, каковые разрешат стабилизировать бизнес. Но удач пока не добились. В ответ на попытку бойкота организаторы Tour de France объявили, что смогут просуществовать минимум два года без зарубежных команд, а с уменьшением телетрансляций сами команды станут никому не необходимы.

Статус Tour de France разрешает диктовать условия: это единственный гранд-тур, для трансляции которого приезжают представители телевизионных компаний со всех стран, большая часть остальных скучны за пределами собственной страны.

Олег Тиньков предлагал еще один вариант: пара больших предпринимателей (либо компаний) скидываются для приобретения организаторов нескольких больших гонок, создают новую опытную лигу велоспорта (наподобие американских спортивных лиг NBA, NFL и проч.) и планомерно развивают ее, применяя новую бизнес-модель. Но на его зов никто не отозвался.

«Я во многом согласен с Олегом Тиньковым и разделяю его деловые взоры на велоспорт, – говорит Екимов. – Организаторы гонок (ASO, RCS, Flanders Classics и др.) прекрасно знают, что кроме того если они не будут платить командам, команды все равно будут учавствовать в гонках, поскольку у них имеется обязательства перед спонсорами. У команд нет свободы выбора, и организаторы, учитывая финансовый кризис, смогут сэкономить средства. Это парадоксальная обстановка: без актёров и артистов не обходится ни одна гонка, но актерам не платят за выступление».

Однако решения имеется, считает генменеджер Katusha: «Первое весьма альтруистическое. Кому-то нужно пожертвовать собственными заинтересованностями на начальной стадии. И, на мой взор, этим кем-то должен быть организатор гонок, которому нужно пересмотреть политику распределения средств, приобретаемых от продажи прав на телевещание и отдавать часть этих средств командам. Это окажет помощь командам приобретать гарантированную часть средств, что развяжет им руки и даст больше свободы выбора.

Со своей стороны организаторы смогут диктовать командам условие привлекать к гонкам собственные торговые марки и фаворитов, что сделает гонки более занимательными и сможет привлечь больше средств от телевещания. Спонсоры также будут расширить помощь командам в обмен на рекламу собственного продукта».

«Вторым ответом имело возможность бы стать привлечение мирового инвестора, что бы обеспечил количество и бюджеты команд гонок, не обязательно Tour de France, – продолжает Екимов. – Так, это помогло бы создать контролируемый велопродукт, приносящий прибыль, которую возможно поделить между всеми заинтересованными сторонами. «футбольная 1» Лига и Формула чемпионов являются наглядными тому примерами. На мой взор, это решение есть более реалистичным, чем первое.

Китайские инвесторы не дремлют, помимо этого, у них имеется денежные возможности. Посмотрите, что они уже успели сделать в триатлоне».

Последний деревенский гей — Стояновка | Лига Хохота 2017

Читайте также: