Tour de france
Tour de France есть, непременно, самым респектабельным из всех велосипедных соревнований в мире. Tour de France продолжительное время есть именем, известным чуть ли не каждой семье на земном шаре. Tour de France — это кроме этого наибольшее по числу зрителей спортивное событие в мире.
С высоты птичьего полета видно, что на километры около автострады очередного этапа «Тур де Франс» вся жизнь замирает. Поля безлюдны, во дворах окрестных ферм никого, в городах закрыты все конторы, магазины и кафе, не считая тех, очевидно, что расположены у самой автострады, — тут столики под открытым небом пользуются повышенным спросом. В случае если по окрестным дорогам и движется какая машина, то ее пассажиры точно спешат пополнить толпы желающих взглянуть на гонку.
Большая часть зрителей выходят к автостраде задолго перед тем, как будет дан старт, они, как подсчитали дотошные организаторы, выполняют на обочине в среднем около шести часов. А ведь велосипедисты проносятся мимо них за считанные 60 секунд. Только на самых сложных горных этапах последние спортсмены приходят к финишу спустя пару-тройку часов по окончании фаворитов.
Но, для большинства французов (а они составляют более чем 80% от тех 12–15 миллионов человек, что ежегодно съезжаются взглянуть на гонку) «Тур де Франс» не столько спортивное состязание, сколько один из основных национальных праздничных дней. Многие зрители вовсе не являются поклонниками велоспорта и смогут назвать пара имен гонщиков только вследствие того что услышали их незадолго до по телевизору.
Не за тем, дабы поболеть за любимого спортсмена, они бросают все дела и едут за много километров от дома. Побывать на «Тур де Франс» для француза — фактически религиозный обряд. И многочасовое ожидание — непременная составляющая ритуала.
Такое отношение сформировалось не сходу: мало ли во Франции проводится соревнований? Возможно, переломным стал 1947 год. Страна не легко восстанавливалась по окончании войны, и возобновление «Тур де Франс» тогда было воспринято как знак национального подъема. Энтузиазм французов подстегнуло еще да и то, что первые три места разыграли между собой их соотечественники. И что с того, что французы в тот год составляли большинство участников?
Рождению легенды это полностью не помешало.
И сейчас в дни, в то время, когда проходит «Громадная петля», в радиусе много километров от дороги, по которой проходит очередной этап многодневки, не отыскать свободного места в отеле. Многие же попросту приезжают в «зданиях на колесах», заблаговременно занимая место у автострады. Необязательно лучшее — сойдет любое, поскольку основное — к волшебству «Тур де Франс».
А разглядеть гонку в подробностях все равно возможно только по телевизору — недаром у финишной прямой, где концентрация настоящих фанатов велоспорта куда больше, стоят огромные экраны, на которых идет прямая трансляция.
«Тур де Франс» не сводится к одной велогонке, она только один из элементов программы, пускай кроме того и основной. Организаторам не приходится подогревать воздух праздника, развешивая по улицам охваченных «Большой петлей» городов плакаты в духе «Приветствуем участников соревнований!». Это праздник народный, и всяк волен принять в нем участие тем либо иным методом. Кто-то вывешивает за окна собственных домов цветочные панно на велосипедную тему.
Фермеры подгоняют к гоночной автостраде комбайны и тракторы, на каковые подвешивают необычные инсталляции из ветхих велосипедов. Завсегдатаи фитнес-центров извлекают на улицу велотренажеры и спешат на месте «навстречу» гонке. Кто-то спортсменов, подняв бокал с вином, а кто-то прибегает к методам более экзотическим. Так, за последние 18 лет ни один этап «Громадной петли» не обходится без Дитера Зенфта — известного Красного Сатаны.
Облачившись в красный облегающий костюм, накинув тёмный плащ, напялив на голову шлем с рогами, данный очень немолодой уже человек прыгает как сумасшедший, бегает за спортсменами, корчит рожи и угрожает велосипедистам трезубцем. И он далеко не единственный костюмированный персонаж среди зрителей на «Тур де Франс».
Эта велогонка в далеком прошлом превратилась в собственного рода карнавал. Особенно это чувствуется на протяжении проезда рекламного каравана, предваряющего старт каждого этапа. Как продемонстрировали изучения, около 40% зрителей приходят на автостраду в первую очередь для этого красочного шоу, в котором участвует более чем полутора сотен уникальных транспортных средств.
Фантазия дизайнеров превращает простые машины в мобильные кровати, бутылки и булки, дабы уникально представить компании-спонсоры велогонки. Зевак одаривают множеством сувениров: кепками и фирменными майками, брелоками, газетами… За 20 дней соревнований зрителям раздают полмиллиона одних лишь бутылок минеральной воды Vittel. Еще полмиллиона бутылок один из основных спонсоров «Тур де Франс» выделяет командам-персоналу и участницам, обслуживающему гонку.
Между компаниями идет негласное соревнование: чья команда в рекламном караване больше поразит собравшуюся публику. По свободным опросам, в этом рейтинге сейчас лидировала та же Vittel. В большой степени — за счет эффектного аттракциона: девушки окатывают зрителей минералкой из шлангов.
В июльскую жару столь необыкновенный метод дегустации неимеетвозможности не нравиться зрителям.
Первые старты «Громадной петли» были изматывающим предприятием. Так, в 1903 году автострада длиной 2428 км была поделена всего на шесть этапов, другими словами в один прием необходимо было проехать порядка 400 км! Велосипеды были тяжелые — не сравнить с нынешними, а также лучшим спортсменам требовалось 17 часов на прохождение таковой дистанции.
Неудивительно, что неспешно автостраду стали делить на все большее число этапов.
Нынешние спортсмены проезжают в среднем 3500 км за 20 дней. Маршрут гонки уже не представляет собой целую петлю, скорее это пунктирная линия. Место национальных сборных в далеком прошлом уже заняли опытные команды.
А спортсмены рекрутируются в них в мире.
В статьях о «Тур де Франс» в большинстве случаев пишут, что финал гонки традиционно проходит на Елисейских Полях в Париже. Это не совсем правильно: подобно тому как всегда меняется маршрут самой гонки, изменялось и место финиша. В 1903 году «Тур де Франс» завершился в парижском пригороде Виль-д’Авре.
С 1904 по 1967 год финал гонки принимал велодром «Паркде-Пренс», позднее перестроенный в стадион, ставший домашней площадкой футбольной команды «Пари Сен-Жермен». Пара лет гонка завершалась на велодроме «Венсенн», выстроенном в Париже для Олимпийских игр 1900 года. А на самой известной улице французской столицы основная велогонка мира в первый раз завершилась в 1975 году.
Неоспоримые цифры
- Каждый год приблизительно 2 миллиарда людей из 190 государств наблюдают «тур де Франс».
- Около 2 миллионов евро — призовой фонд гонки, включая 450 тысяч евро для обладателя желтой майки.
- Из 23 дней гонки только два дня отведено на отдых.
- Самая долгая расстояние гонки была 5745 км, во второй половине 20-ых годов XX века. (в большинстве случаев, расстояние образовывает около 3500 км.)
- Мельчайший отрыв победителя составил 8 секунд, в то время, когда американец Грег Лемонд во второй половине 80-ых годов XX века обогнал Лорана Финьона из Франции.
- Француз Раймон Пулидор принимал участие в 14 гонках и финишировал в первой тройке восемь раз, но так и не завоевал желтую майку.
- 198 велосипедистов обслуживает мобильной город из 4500 человек.
Призовые майки
Желтая майка символизирует фаворита Tour de France. Жёлтую майку носит фаворит Тура по времени, она есть самой дорогой среди всех призовых маек. Цвет жёлтой майки фаворита был первоначально связан с газетой, которая спонсировала Тур (газета имела жёлтые страницы).
Желтую майку в течении всех этапов гонки от старта до финиша носили лишь три человека: итальянец Оттавио Боттеккиа (1924), люксембуржец Николас Франц (1928) и бельгиец Роман Маэс (1935).
Зелёной майкой награждается гонщик, имеющий громаднейшее количество очков в спринтерском зачёте. На финише каждого этапа начисляются спринтерские очки.
Число очков для каждого места изменяется в зависимости от типа этапа — равнинные этапы дают победителю 35 очков, 2-е место — 30 очков, после этого 30,26,24,22,20 и потом на одно очко значительно уменьшается до 25-го места, за которое начисляется 1 очко; холмистые этапы дают победителю 25 очков, после этого 22,20,18,17,15 и потом на одно очко значительно уменьшается вплоть 20-го места, за которое начисляется 1 очко; горные этапы дают победителю 20 очков, после этого 17,15,13,12,10 и потом на очко значительно уменьшается впредь до 15-го места, за которое начисляется 1 очко. Это делается вследствие того что чем более гористый этап, тем менее возможен групповой спринт.
Спринтерские очки начисляются и за этапы с раздельным стартом: победитель приобретает 15 очков, после этого 12,10,8,6,5,4,3,2,1 очко за 10-е место. Дополнительные очки дешёвы на промежуточных спринтерских финишах: награждаются первые три гонщика, соответственно 6 очков за первое, 4 очка за второе и 2 очка за третье место. Германский спринтер Эрик Цабель (Erik Zabel) побеждал зелёную майку с 1996 года по 2001 года (т.е.
6 раз), что есть безотносительным рекордом на Туре.
Белую майку в красный горох носит горный король Тура. Майка горного короля по-французски именуется maillot a pois rouges, что практически возможно перевести как майка в красный горошек. Все горы на Туре разбиты на разделы: от 1-ой до 4-ой. Разделение гор на категории происходит по параметрам: крутизна горы, протяженность подъёма, перепад высот между вершиной и подножием.
Пятая категория, названная Hors categorie (вне категории) организована горами, еще более тяжёлыми чем горы первой категории. В 2004 году, совокупность выигрыша горных очков претерпела изменение: за взятие горы 4 категории победителю
начисляют 3 очка, за второе место — 2 очка, за третье место — 1 очко, тогда как, за взятие горы Hors categorie начисляется 20 очков, очки приобретают лучшие десять гонщиков. Дополнительно в 2004 году было введено правило, в соответствии с которому очки, побеждённые на последнем подъеме дня, смогут быть удвоены, в случае если данный подъём был по крайней мере 2-ой категории сложности.
Не смотря на то, что звание горного короля разыгрывается с 1933 года, отличительная майка была введена лишь в 1975 году. Цвета майки были предложены тогдашним спонсором Тура, шоколадом Poulain Chocolate, и соответствовали популярному продукту.
Белую майку носит лучший юный гонщик (моложе 25 лет на 1 января того года, в котором проходит гонка).
Две младшие классификации — это белая майка лучшего молодого гонщика, и майка самого боевого (атакующего) гонщика, которая вручается за поддержание духа борьбы. Ежедневно судьи подсчитывают количество очков гонщиков, каковые больше всего были в отрывах. Гонщик с громадным числом очков приобретает белый-на-красном (вместо тёмного-на-белом) идентификационный номер.
Наконец, существует и командная классификация. Для данной классификациискладывается время первых трех гонщиков от каждой команды по окончании каждого этапа.
Неписаные правила «Тур де Франс»
Этикет предписывает не нападать на протяжении перерывов на туалет, прием пищи и из-за механических повреждений. Пелотон (главная несколько гонщиков) снижает скорость, дабы велосипедисты имели возможность поприветствовать собственных родных на обочине. И наконец, в случае если на финише этапа соревнуются всего два велосипедиста и один из них гарантированно побеждает в суммарном зачете, он разрешает сопернику победить данный этап и взять зеленую майку.