Какие бывают шатуны для велосипеда и как они крепятся

Какие бывают шатуны для велосипеда и как они крепятся
Содержание

  • Материал шатунов
  • Размеры шатунов
  • Методы крепления на валу каретки
  • Q – фактор
  • Типы шатунов
  • Нестандартные конструкции

Шатун в велосипеде есть неотъемлемым элементом механизма, с мощью которого преобразовывается возвратно-поступательное перемещение во вращение заднего колеса. Раздельно шатун трудиться неимеетвозможности, он должен быть сроднен со звездочками, рамой и кареткой велосипеда. Значительно чаще одна ведущая звезда либо кассета звездочек неразделимо соединена с правым рычагом. Так делается у недорогих двухколесников.

Возможно и по-второму. На дорогих велосипедах передние звездочки возможно открутить от совокупности шатунов для замены, в то время, когда их зубья становятся через чур изношенными.

У многих велосипедистов нет возможности на своем транспорте заменить лишь источенные до предела звездочки, приходится снимать все сходу. После этого необходимо брать шатуны на велосипед вместе с передними звездами. Не смотря на то, что сами шатуны теряют работоспособность редко, лишь при аварии изгибаются, переламываются, разнашиваются посадочные места на них.

Беря рычаги педалей, направляться знать, что существует пара непохожих типов кареток, у которых разные методы крепежа к финишам вала. В этом нет ничего сложного — легко необходимо забрать с собой пример. Кроме этого, при необходимости, в продаже несложно отыскать кареточный узел в сборе с шатунами.

Материал шатунов

Рычаги педалей смогут изготавливать из различных материалов:

  • сталь,
  • алюминий,
  • титан,
  • карбон.

На какие конкретно лишь ухищрения не идут производители шатунов, дабы снизить вес: изготавливают их сложной замысловатой формы, делают канавку снаружи, оставляют вакуум в. Более легкие шатуны, помимо этого что снижают неспециализированный вес велосипеда, так ещё легче раскручиваются. Чем меньшую массу необходимо раскрутить, тем стремительнее возможно ускориться.

Не смотря на то, что шатуны и являются одними из самых нагруженных подробностей велосипеда, их возможно сделать пустотелыми. Как при с рамой велосипеда, совершенно верно так же полый рычаг педали сохраняет жёсткость и свою прочность при намного меньшем весе. Наличие пустоты в подробности существенно на показатели прочности не воздействует.

Металлические шатуны смогут быть цельными и трубчатыми. Для отечественных велосипедов и шоссейных их делают цельными. Частенько на спорт байки и горные велосипеды BMX ставят облегченные полые рычаги педалей.

Все прочные, у которых низка возможность поломки, алюминиевые подробности изготавливают тёплой либо холодной ковкой. Велосипедные шатуны прессуют по железной вставке, а после этого её удаляют, по окончании чего получается готовая подробность с фигурной канавкой. Полые рычаги из алюминия делают лишь способом холодной ковки Hollowtech, в первый раз внедрённым компанией Shimano.

Такие изделия используются вместе с полым валом каретки, закреплённые на его 8-ми шлицевых торцах увеличенного диаметра.

Для редких спортивных велосипедов изготавливают шатуны из титаного сплава либо карбона. Карбоновые изделия смогут быть как однородными, так и с алюминиевой либо титановой базой в. Ясное дело, что чем сложнее разработка изготовления, тем дороже готовое изделие.

Полые шатуны велосипеда
Размеры шатунов

В зависимости от ростовки рам, шатуны производят различной длины. Высоким велосипедистам эргономичнее крутить долгие рычаги педалей, людям меньшего роста они требуются более маленькими. Через чур долгие рычаги на не высокий раме смогут привести к неудобству при езде по распутью, кроме того в городе ими возможно ударить по рельсу на переезде либо бордюру.

Как выполняется настройка заднего тумблера скоростей велосипеда?

Маленькие рычаги тяжело раскрутить, но позже ими легче поддерживать высокую скорость. Это возможно растолковать таким показателем, как каденция — количество оборотов педалей за единицу времени. Каденция возрастает, в случае если приходится крутить педали с маленькими рычагами, а при с долгими всё происходит с точностью напротив.

Протяженность шатунов может варьироваться в пределах от 150 до 185 мм. Для взрослого велосипеда необходимо выбирать рычаги в пределах от 165 до 185 мм. На детском и подростковом байке эргономичны будут шатуны длиной от 150 до 177,5 мм.

Совсем точку при выборе по длине ставит любой велосипедист сам, учитывая собственные предпочтения в стиле катания. Укороченные шатуны предпочитают трековые гонщики. На горных велосипедах предпочтительна сниженная каденция для дополнительного подхвата при спуске.

В частности, фанаты даунхилла ставят рычаги как возможно большей длины.

Методы крепления на валу каретки

1. Клиновидный штифт — многим знакомая подробность у ветхих велосипедов, на данный момент видится разве что на детских двухколёсниках.

2. Квадратный торец вала — это классический метод крепления, при котором оба шатуна фиксируются на скошенных незаметным клином плоскостях квадратного сечения. Подтяжка на клине происходит при помощи винта либо гайки, каковые вкручиваются в финиши вала. Места соединения постоянно закрываются пластмассовым пыльником.

Данный тип крепления используется на ветхих либо недорогих велосипедах: шатуны к квадратному профилю вала притянуты гайкой

Таковой тип крепления возможно подметить на оборудовании Shimano Deore, Alivio, Acera велосипедов средней ценовой категории: шатуны затянуты болтом с головкой под шестигранник на 8

Довольно часто видится и таковой метод крепления, отличающийся от прошлого тем, что болт, что вворачивается в торец вала, сделан под накидной ключ на 15

3. Шестигранный торец вала — кроме этого делается со скосом для заклинивания надеваемого шатуна.

4. Шлицевое соединение — это стандарт OctaLink: вал каретки сделан со сквозным отверстием по оси, но имеет увеличенный диаметр; торцы вала круглой формы с восьмью выступами; шатуны притягиваются громадным полым болтом под шестигранник на 10; снаружи соединение закрывается пыльником. Классический съёмник для разборки этого соединения применить не окажется, поскольку ему не во что будет упереться.

Крепление шатунов по стандарту OctaLink на дорогом горном велосипеде, в частности у оборудования Shimano Deore LX/XT и XTR
Q – фактор

На велосипеде чтобы повысить эффективность педалирования необходимо учитывать расстояние между плоскостями, в которых вращаются финиши шатунов, другими словами Q-фактор. Установлено на стенде, что при верно выбранном Q-факторе человек развивает на 4% больше мощности, чем при поставленных с наклоном ногах.

Так устроено природой, что коленные суставы человека не смогут нести долгие нагрузки, в случае если ноги не находятся близко друг к другу. Громаднейшее давление ногой возможно сделать, в то время, когда вектор прикладываемой силы находится совершенно верно под углом 90 градусов к поверхности.

С возникновением внедорожных велосипедов, дабы засунуть широкую покрышку, было нужно раздвигать перья заднего треугольника рамы. С уменьшением свободного зазора пригодилось сделать шатун для педали изогнутым, в противном случае он бы бил по раме. Исходя из этого на всех горных велосипедах Q-фактор завышен.

От природы либо по вторым обстоятельствам ноги у людей различные: искривленные в коленях либо прямые, деланные выводы у таза либо выгнутые в стороны. К примеру, у дам кости таза от рождения шире, чем у мужчин. Учесть анатомическую неповторимость каждого при массовом производстве велосипедов нереально, а для опытных спортсменов подобрать лично Q-фактор в полной мере реально.

Типы шатунов

1. Односоставные — монолитная конструкция, объединяющая вал и два шатуна. По сути это согнутый в различные стороны под прямыми углами толстый железный пруток. Такая совокупность шатунов использовалась на первых велосипедах.

На данный момент её возможно заметить на BMX и детских велосипедах.

Такая цельная подробность имеет лишний вес, но весьма несложна и надёжна

2. Двухсоставные — это не только объединенные цельно правый шатун и ведущие звёздочки, и намертво приваренный к ним вал каретки. В этом случае только левый рычаг есть отдельной подробностью, которая фиксируется на свободном финише вала.

До недавнего времени таковой метод сборки шатунов в велосипеде считался устаревшим, пока в 2004 году на фабриках Shimano не возродили двухсоставную конструкцию, усовершенствовав её картриджной кареткой с подшипниками громадного диаметра. Другие производители подробностей для велосипедов поддержали идею восстановления совокупности двухсоставных шатунов.

Двухсоставные шатуны раздельно от картриджной каретки

3. Трёхсоставные — самая популярная конструкция на сегодня, у которой вероятно заменить ведущие звездочки раздельно от правого рычага. Разбирается в ней всё: шатуны для педалей и сами топталки, раздельно передние звёздочки и вал каретки по одной.

Трёхсоставные шатуны: разобранные и в сборе
Нестандартные конструкции 1. Роторная совокупность RS4X

Стандартно шатуны на велосипеде закрепляются по одной прямой линии. Наряду с этим нога велогонщика оказывается чрезмерно согнутой в колене у верхней мертвой точки. Неудивительно, что коленные суставы иногда испытывают стресс.

Помимо этого, подмечено, что при вращении педалей случается такая обстановка, при которой велосипедист неимеетвозможности передать полностью собственную силу к заднему колесу. Мертвая территория отмечается, в то время, когда шатуны оказываются в горизонтальном положении к почва. Конечно, вследствие этого понижается коэффициент нужного действия.

В роторной совокупности RS4X радикально решаются перечисленные неприятности. При смещении от прямой занижается верхняя мертвая точка и исключается провал момента силы в течение всего цикла вращения педалей, что снабжает повышение коэффициента нужного действия.

Одно из последних новшеств — роторная совокупность, в которой шатуны устанавливаются не прямо, а со сдвигом в пара градусов

Опыт говорит, что новая схема установки снабжает фактический прирост мощности в 16% на трековом велосипеде. Из-за отсутствия резкого перепада нагрузки значительно уменьшается риск происхождения боли в коленном суставе, и растяжения сухожилий.

2. Шатуны для велосипеда с эллиптическими звездами

Опыт со звездочками нестандартной формы начался ещё в конце XIX века. Уже тогда знали о существовании проблемной мертвой территории.

В первый раз массовый выпуск круглых звезд под брендом Biopace открыла компания Shimano в первой половине 80-ых годов XX века. Тогда в мире велоспорта было большое количество споров о необходимости новшества, но со временем они отпали, потому, что опытным велосипедистам новинка не понравилась. Термин Biopace прижился, и без того именуют случаи неравномерного вращения педалей.

На данный момент выпускается два экземпляра круглых звезд Osymetric и Q-rings специально для гоночных велосипедов.

Овальность допускается в 30%, в случае если её величина ниже 7%, то такие звездочки возможно применять кроме того на велосипедах без натяжителя цепи с фиксированной передачей

Круглые звезды разрешают легче преодолевать провал в горизонтальном положении педалей. Передаточное отношение в данной точке увеличивается, дабы соответствовать сниженному упрочнению на педали. Как следствие, крутятся педали более медлено.

Но чудес не бывает, и при подъеме в горку нужно будет попотеть, поскольку из ничего нет ничего, что получается.

О том, как снимать шатуны с велосипеда, — в нужном видеоролике:

Обзор шатунов для велосипеда от Антона Степанова

Темы которые будут Вам интересны: