Методика категорирования велосипедных маршрутов

Методика категорирования велосипедных маршрутов

  Методика предназначена для определения сложности велопохода как комплексного показателя, учитывающего все параметры маршрута, среди них и темп его прохождения, что отражает специфику велосипедного туризма.

  Комплексный показатель – категория сложности велосипедного маршрута – включает в себя количественную оценку следующих параметров похода:

  • L – Протяжённость маршрута
  • T – Длительность прохождения маршрута (похода)
  • I – Интенсивность прохождения
  • ЛП – Локальные препятствия
  • ПП – Протяжённые препятствия
  • А — Автономность
  • СГ – Сезонно-географический показатель

1.  Протяжённость маршрута сама по себе не есть причиной, определяющим его категорию, и повышение протяжённости более чем упомянутой в  таблице 6  не может служить основанием для увеличения категории сложности. Показатель протяжённости употребляется при оценке интенсивности прохождения маршрута (см. ниже).

2.  Длительность прохождения маршрута связана с протяжённостью маршрута  (см. табл. 6) и без того же определяет интенсивность прохождения маршрута

3.  Интенсивность прохождения – Своеобразный показатель велотуристского похода, количественно оценивающий ежедневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Определяется отношением дневного пробега и фактического среднего с учётом эквивалента локальных препятствий к номинальному (определённому по нормативным требованиям)

 I = (Lф + Л) х Тн/Тф + Lн       (1)

Где:  Lф – фактическая протяжённость маршрута, км.

 Lн —  номинальная протяжённость маршрута по нормативам, км.

 Л –пробег (км.), эквивалентный по затратам времени и сил преодоления локального препятствия, имеющегося на маршруте. Определяется путём экспертной оценки (см. табл. 1)

 Тф – фактическая длительность прохождения маршрута, дней

 Тн – длительность похода по нормативу, увеличенная на коэффициент днёвок (1,2)

Локальные препятствия (ЛП)

Категория трудности препятствия

Черта препятствия

Эквивалентный пробег, км

Переправы

Н/К

(несложная)

Переправы через реки с маленькой скоростью течения (не более 0,5 м/сек); глубина 0,5-0,6 м; переходы по бревну либо в брод при ширине потока менее пяти метров.

2

(несложная)

Переправы через реки шириной 6-20 м; течение среднее (1,5 м/сек); глубина до 0,8 м. Для организации переправы требуется упрочнение не меньше 3-4 человек.

10

(средняя)

Переправы через реки шириной более двадцати метров; скорость течения выше средней (до двух метров/сек); глубина более 0,8 м. Нужно маневрирование группы довольно главного направления при броде. Нужна работа всей группы; часть группы страхует.

20

(сложная)

Ширина реки – 30 м, скорость течения около трех метров/сек, глубина – 0,8 м. Для переправы навешивание перил. Трудится вся несколько часть которой страхует.

40

(навесная)

Ширина реки – 30 м, скорость течения  3 м/сек, глубина –1,2м и более. Переправа в брод неосуществима, нужна навесная. Переправа первого участника посредством плавсредств либо вплавь со страховкой. 

80

Перевальные взлёты

(за каждые 100 м пути)

Н/К

не меньше 100 м перевального взлёта, перемещение затруднено осыпями, растительностью, лёгкими горами, не требующей коллективной страховки.

1,5

Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30° град.; пологие (до 15°) ледники без трещин; крутые травяные склоны, на которых вероятны участки скал, в большинстве случаев наличие троп на подходах.

2

Каньоны

 (за каждые 100 м пути)

Н/К

(несложная)

Перемещение по песку, гальке, траве, осыпям и камням без страховки, протяженность пути в каньоне (либо на протяжении прижима) не меньше 200 м.

1

(простой)

Перемещение без страховки, протяженность пути в каньоне (либо на протяжении прижима) не меньше 200 м.

2

(средний)

Перемещение на протяжении каньона не меньше 200 м; использование страховки не меньше чем на 25% длины участка.

4

Болота (за каждые 100 м пути)

Н/К

(легкопроходимые)

Вязкие заболоченные участки глубиной 0,2-0,4 м, нужна личная страховка.

2

(кочкарниковое)

Кочки, окружённые водой, нужна личная страховка.

4

(топи, мари)

Личная и коллективная страховка, создание мостов из жердей, установка перил

8

Осыпи, морены

(за каждые 100 м пути)

Н/К

(поверхностный покров; фирновый снег)

Снежный покров глубиной 10-25 см. Лёд, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15 см.

2

(средний покров; фирновый снег)

Раскисший либо неплотный снежный покров глубиной 0,5-0,6 м и более. Лёд с шероховатой поверхностью.

4

Пески (за каждые 100 м пути)

Н/К(грядовые)

Отдельные гряды либо лунки песков

0,5

1А(целые)

Целые участки ровных песков

1,5

Растительный покров

(за каждые 100 м пути)

Н/К(лес легко проходимый)

Лес проходится по тропам либо легко без них.

0,5

1А(лес среднепроходимый)

Наличие густозаросших участков, подлеска.

1

(высокотравье)

Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, крутизна склона не меньше 20°.

2

(лес труднопроходимый)

Большое количество участков завалов, буреломов, глубочайший мшаник и т.д.

4

(стланик, гари)

Кедровый, берёзовый стланик, бамбук, гари.

8

(табл.  1)

4.  Локальные препятствия (ЛП) – препятствия, имеющие чёткие границы и маленькую протяжённость. Специфика велотуризма содержится в том, что маршрут велопохода не содержит локальных препятствий, каковые возможно было бы отнести только к этому виду туризма. ЛП, видящиеся в велопоходах (перевалы, переправы и т.п.), являются основными для других видов туризма, в первую очередь для пешего, и обрисованы в квалификации пешеходных маршрутов.

Помимо этого, в велотуризме рассматриваются как локальные кое-какие препятствия, являющиеся в пешеходных маршрутах протяжёнными (болота, пески, снежно-ледовые участки и т.п.). Это связано с тем, что включение участков в веломаршрут носит случайный либо вынужденный темперамент, и для них характерна малая протяжённость если сравнивать с протяжённостью веломаршрута в целом.  Включение ЛП в маршрут велопохода не есть основанием для увеличения категории сложности велопохода и является косвенным причиной, повышающим сложность похода за счёт затрат времени на их преодоления и повышения интенсивности прохождения маршрута.

5.  Протяжённые препятствия (ПП) – Являются главным видом препятствий велосипедного маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности. Они характеризуются большой протяженностью и довольно равномерным распределением затрат энергии на их преодоление.  Для количественной оценки комплекта препятствий, отвечающего требуемой сложности маршрута, используются понятие категории трудности (ПП) велосипедного маршрута. (табл.

2) Для поднятия интереса в велотуризме принят потолок баллов равный 8 – ми, что подстёгивает использовать на маршруте больше различных препятствий.

Количество баллов в табл рассчитываются по формулам:

Для равнинных участков:

                            КТ = Кпк х Кпр х Кпер

Для горных участков:

КТ = Кнв х Кв х Кпк х Ккр

Где:  КТ – количество баллов для определения категории сложности ПП

 Кпк– коэффициент дорожного покрытия (определяется по табл. 3)

Бальная оценка препятствий по категориям трудности

Категория трудности

1

2

3

4

5

Количество баллов

1,1-1,5

1,6-2,5

2,6-3,9

4-5,9

6-8

(табл. 2)

Значение коэффициента дорожного покрытия (Кпк) для разных типов дорог

Асфальт

0,8

Профилированная гравийная либо грунтовая дорога

1

Каменистая, щебёночная либо непрофилированная грунтовая дорога

1,4

Применяемая лесовозная, тракторная дорога, скотогонная тропа

2

Зимник, закинутая лесовозная, тракторная дорога, туристская тропа

2,5

Труднопроходимое распутье, осложнённое множеством небольших локальных препятствий.

3

(табл. 3)

Кпр – коэффициент протяжённости рассчитывается по формуле:

 Кпр = 1 + Lпп/100 

где: Lпп – долга П.П.  в км.

Кпер – коэффициент пересечённой местности (определяется по табл.  4)

Значение коэффициента пересечённости местности (Кпер)

Плоская равнина

0,8

Слабопересечённая местность со средними уклонами дорог до 4% и перепадами высот до 50 м.

1

Слабопересечённая местность со средними уклонами дорог до 8% и перепадами высот до 100 м.

1,2

Слабопересечённая местность со средними уклонами дорог более чем 8% и перепадами высот до 200 м.

1,4

(табл. 4)

Кнв – коэффициент комплекта высоты, равен:

До 200 м —————————— 1,0

801 — 1100—————————— 1,4

200-500 м —————————-  1,1

1101 – 1400 ————————— 1,6

501-800 м —————————-  1,2

Более чем 1400 ————————— 2,0

Наряду с этим процент уклона определяется по следующей формуле:

НВ/Пр х 100%

где:  НВ – комплект высоты, м;

 Пр – протяжённость подъёма при преодолении препятствий, м.

6.  Автономность (А) – Показатель автономности в велопоходе возможно как повышающим , так и понижающим категорию сложности в зависимости от его влияния на другие параметры.

А = 1,4 – высокая степень автономности, в то время, когда количество населённых пунктов не превышает 1 на 100 км. маршрута.

А = 1,0 – средняя степень автономности в то время, когда количество населённых пунктов не превышает 1 на 20 км. маршрута.

А = 0.5 – не независимые походы. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения либо полным отсутствием полевых ночёвок.

(При подсчёте среднего количества населённых пунктов на маршруте первые и заключительные 100 км. в расчёт не берутся).

7.  Сезонно-географический показатель (СГ) – определяется по таблице 5

Район

Сезонность

Показатель СГ (баллы)

1)    Равнины и низкогорья

Средняя часть России

март, ноябрь,

зима

6

12

Север европейской части России

Апрель, октябрь

Март, ноябрь

зима

6

10

15

Сибирь

Апрель, октябрь

Март, ноябрь

зима

10

15

20

Пустыни стран Средней Азии и другие подобные им районы

Лето

12

2)    Горы

Среднегорье

март, апрель

ноябрь, зима

6

12

Высокогорье

Май, октябрь

Март, апрель

Ноябрь, зима

6

10

20

Горы Заполярья, Северной и Восточной Сибири

Апрель, май

Октябрь, зима

10

20

(табл.   5)

Оценка категории сложности велосипедного маршрута

Параметр маршрута

Категория сложности маршрута

I

II

III

IV

V

VI*

Длительность похода минимальная, дни

6

8

10

13

16

20

Протяжённость маршрута минимальная, км

400

500

650

800

100

1200

Предельное число баллов, идущее в зачёт, за ПП:

1 к.т.

6

3

3

3

2 к.т.

6

14

5

5

5

3 к.т.

14

24

10

5

5

4 к.т.

20

15

15

5 к.т.

39

59

60?

Категория сложности (КС) в в балла по формуле (6)

2-6

7-14

15-24

25-39

40-59

60?

(табл. 6)

* —  Приводится ориентировочные параметры для велопоходов VI категории сложности, которая, возможно, будет введена в ЕВСКМ по окончании апробации данной указанных параметров и методики.

Определение категории сложности маршрута

КС = П х iх А + СГ

Где  П – сумма баллов по всем протяжённым препятствиям (баллы определяются по табл. 10.3 либо рассчитываются по параметрам препятствия)

 i– показатель интенсивности, вычисленный по  формуле (1)

А – показатель автономности

СГ – сезонно-географический показатель из табл. 5

Значение КС сравнивается с эталонными значениями для маршрутов I-V к.с. в табл. 6, по которой и определяется категория сложности.

Разведка велосипедных маршрутов. Что в моем портфеле? Как спастись от псов?

Темы которые будут Вам интересны: