Почему велосипед не падает при езде
Содержание
- Эффект кастора
- Гироскопический эффект
- Комментарии
Из-за чего не падает велосипед? Вероятнее, ответ на данный, на первый взгляд, несложный вопрос способен дать далеко не все. Быть может, данной темой приходилось интересоваться тем, кого в один раз задавал вопросы ребенок. К числу главных факторов, благодаря которым существует данный феномен, возможно отнести следующие два:
- эффект кастора;
- гироскопический эффект.
Эффект кастора
Основан на постоянном подруливании, либо, правильнее, на возможности применения центробежной силы, появляющейся при отклонении движущегося тела от прямой траектории. Происходит так, что сглаживающая сила появляется при повороте руля велосипеда. Причем ее направление противоположно стороне поворота руля.
Исходя из этого, двигаясь прямо, при мельчайшем отклонении в сторону велосипедисту необходимо только мало развернуть руль в том же направлении, и центробежная сила сглаживает равновесие.
Так, в случае если пристально взглянуть на едущего велосипедиста, возможно подметить, что при перемещении в прямом направлении его траектория не идеально ровная. Причем степень извилистости зависит от скорости перемещения: чем она ниже, тем посильнее петляет велосипед. Либо второй пример: возможно присмотреться к следам велосипеда на земле.
След от переднего колеса будет воображать собой вытянутую синусоиду с осью в виде следа от заднего колеса.
Любопытно, что подруливание происходит само, другими словами велосипедисту не требуется делать этого намерено, а достаточно применять данный эффект. Как раз таковой навык и лежит в базе умения ездить на велосипеде.
Гироскопический эффект
Основан на свойстве вращающегося круглого либо шарообразного тела сохранять собственный положение в пространстве, пока на него не окажут действие другие силы. Один из примеров этого явления – узнаваемый каждому с детства волчок. Он не падает , пока крутится.
В велике роль таких волчков делают колеса.
Убедиться в этом возможно, совершив несложный опыт. В случае если снять велосипедное колесо, взяться руками за места креплений и раскрутить (нужно, дабы кто-то помог это сделать), то возможно подметить, что вращающееся колесо не легко поворачивать в пространстве. Либо, к примеру, детский вертолет.
При раскрученном пропеллере, чтобы подбросить игрушку вверх, требуются упрочнения, как словно бы в руках находится более тяжелый предмет. Еще ощутимее заметен эффект гироскопа при громадных оборотах вращения. Это точно подмечали те, кому приходилось трудиться с некоторыми электрическими инструментам (болгарка, паркетка и пр.)
Какая средняя скорость перемещения на велосипеде?
Свойство вращающегося тела сохранять направление используется в различных областях, к примеру:
- в авиации (вращающиеся лопасти стабилизатора в хвостовом оперении вертолета снабжают его курсовую устойчивость);
- в морской навигации и ракетных системах (поворачивающийся чувствительный элемент гироскопа употребляется в устройствах курсоуказания).
Так, факты убедительно говорят о том, что эффекты гироскопа и кастора, вправду, играются определенную роль в поддержании устойчивости велосипеда на ходу. Но в это же время, ни один из фактов не обосновывает, что эти эффекты являются определяющими. Значит, существует еще какая-то сила, проявление которой находится перед глазами, а познание – все еще за пределами досягаемости людской разума.