Методика категорирования велосипедных маршрутов
Методика предназначена для определения сложности велопохода как комплексного показателя, учитывающего все параметры маршрута, среди них и темп его прохождения, что отражает специфику велосипедного туризма.
Комплексный показатель – категория сложности велосипедного маршрута – включает в себя количественную оценку следующих параметров похода:
- L – Протяжённость маршрута
- T – Длительность прохождения маршрута (похода)
- I – Интенсивность прохождения
- ЛП – Локальные препятствия
- ПП – Протяжённые препятствия
- А — Автономность
- СГ – Сезонно-географический показатель
1. Протяжённость маршрута сама по себе не есть причиной, определяющим его категорию, и повышение протяжённости более чем упомянутой в таблице 6 не может служить основанием для увеличения категории сложности. Показатель протяжённости употребляется при оценке интенсивности прохождения маршрута (см. ниже).
2. Длительность прохождения маршрута связана с протяжённостью маршрута (см. табл. 6) и без того же определяет интенсивность прохождения маршрута
3. Интенсивность прохождения – Своеобразный показатель велотуристского похода, количественно оценивающий ежедневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Определяется отношением дневного пробега и фактического среднего с учётом эквивалента локальных препятствий к номинальному (определённому по нормативным требованиям)
I = (Lф + Л) х Тн/Тф + Lн (1)
Где: Lф – фактическая протяжённость маршрута, км.
Lн — номинальная протяжённость маршрута по нормативам, км.
Л –пробег (км.), эквивалентный по затратам времени и сил преодоления локального препятствия, имеющегося на маршруте. Определяется путём экспертной оценки (см. табл. 1)
Тф – фактическая длительность прохождения маршрута, дней
Тн – длительность похода по нормативу, увеличенная на коэффициент днёвок (1,2)
Локальные препятствия (ЛП)
Категория трудности препятствия |
Черта препятствия |
Эквивалентный пробег, км |
Переправы |
||
Н/К (несложная) |
Переправы через реки с маленькой скоростью течения (не более 0,5 м/сек); глубина 0,5-0,6 м; переходы по бревну либо в брод при ширине потока менее пяти метров. |
2 |
1А (несложная) |
Переправы через реки шириной 6-20 м; течение среднее (1,5 м/сек); глубина до 0,8 м. Для организации переправы требуется упрочнение не меньше 3-4 человек. |
10 |
1Б (средняя) |
Переправы через реки шириной более двадцати метров; скорость течения выше средней (до двух метров/сек); глубина более 0,8 м. Нужно маневрирование группы довольно главного направления при броде. Нужна работа всей группы; часть группы страхует. |
20 |
2А (сложная) |
Ширина реки – 30 м, скорость течения около трех метров/сек, глубина – 0,8 м. Для переправы навешивание перил. Трудится вся несколько часть которой страхует. |
40 |
2Б (навесная) |
Ширина реки – 30 м, скорость течения 3 м/сек, глубина –1,2м и более. Переправа в брод неосуществима, нужна навесная. Переправа первого участника посредством плавсредств либо вплавь со страховкой. |
80 |
Перевальные взлёты (за каждые 100 м пути) |
||
Н/К |
не меньше 100 м перевального взлёта, перемещение затруднено осыпями, растительностью, лёгкими горами, не требующей коллективной страховки. |
1,5 |
1А |
Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30° град.; пологие (до 15°) ледники без трещин; крутые травяные склоны, на которых вероятны участки скал, в большинстве случаев наличие троп на подходах. |
2 |
Каньоны (за каждые 100 м пути) |
||
Н/К (несложная) |
Перемещение по песку, гальке, траве, осыпям и камням без страховки, протяженность пути в каньоне (либо на протяжении прижима) не меньше 200 м. |
1 |
1А (простой) |
Перемещение без страховки, протяженность пути в каньоне (либо на протяжении прижима) не меньше 200 м. |
2 |
1Б (средний) |
Перемещение на протяжении каньона не меньше 200 м; использование страховки не меньше чем на 25% длины участка. |
4 |
Болота (за каждые 100 м пути) |
||
Н/К (легкопроходимые) |
Вязкие заболоченные участки глубиной 0,2-0,4 м, нужна личная страховка. |
2 |
1А (кочкарниковое) |
Кочки, окружённые водой, нужна личная страховка. |
4 |
1Б (топи, мари) |
Личная и коллективная страховка, создание мостов из жердей, установка перил |
8 |
Осыпи, морены (за каждые 100 м пути) |
||
Н/К (поверхностный покров; фирновый снег) |
Снежный покров глубиной 10-25 см. Лёд, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15 см. |
2 |
1А (средний покров; фирновый снег) |
Раскисший либо неплотный снежный покров глубиной 0,5-0,6 м и более. Лёд с шероховатой поверхностью. |
4 |
Пески (за каждые 100 м пути) |
||
Н/К(грядовые) |
Отдельные гряды либо лунки песков |
0,5 |
1А(целые) |
Целые участки ровных песков |
1,5 |
Растительный покров (за каждые 100 м пути) |
||
Н/К(лес легко проходимый) |
Лес проходится по тропам либо легко без них. |
0,5 |
1А(лес среднепроходимый) |
Наличие густозаросших участков, подлеска. |
1 |
1Б (высокотравье) |
Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, крутизна склона не меньше 20°. |
2 |
2А (лес труднопроходимый) |
Большое количество участков завалов, буреломов, глубочайший мшаник и т.д. |
4 |
2Б (стланик, гари) |
Кедровый, берёзовый стланик, бамбук, гари. |
8 |
(табл. 1)
4. Локальные препятствия (ЛП) – препятствия, имеющие чёткие границы и маленькую протяжённость. Специфика велотуризма содержится в том, что маршрут велопохода не содержит локальных препятствий, каковые возможно было бы отнести только к этому виду туризма. ЛП, видящиеся в велопоходах (перевалы, переправы и т.п.), являются основными для других видов туризма, в первую очередь для пешего, и обрисованы в квалификации пешеходных маршрутов.
Помимо этого, в велотуризме рассматриваются как локальные кое-какие препятствия, являющиеся в пешеходных маршрутах протяжёнными (болота, пески, снежно-ледовые участки и т.п.). Это связано с тем, что включение участков в веломаршрут носит случайный либо вынужденный темперамент, и для них характерна малая протяжённость если сравнивать с протяжённостью веломаршрута в целом. Включение ЛП в маршрут велопохода не есть основанием для увеличения категории сложности велопохода и является косвенным причиной, повышающим сложность похода за счёт затрат времени на их преодоления и повышения интенсивности прохождения маршрута.
5. Протяжённые препятствия (ПП) – Являются главным видом препятствий велосипедного маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности. Они характеризуются большой протяженностью и довольно равномерным распределением затрат энергии на их преодоление. Для количественной оценки комплекта препятствий, отвечающего требуемой сложности маршрута, используются понятие категории трудности (ПП) велосипедного маршрута. (табл.
2) Для поднятия интереса в велотуризме принят потолок баллов равный 8 – ми, что подстёгивает использовать на маршруте больше различных препятствий.
Количество баллов в табл рассчитываются по формулам:
Для равнинных участков:
КТ = Кпк х Кпр х Кпер
Для горных участков:
КТ = Кнв х Кв х Кпк х Ккр
Где: КТ – количество баллов для определения категории сложности ПП
Кпк– коэффициент дорожного покрытия (определяется по табл. 3)
Бальная оценка препятствий по категориям трудности
Категория трудности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество баллов |
1,1-1,5 |
1,6-2,5 |
2,6-3,9 |
4-5,9 |
6-8 |
(табл. 2)
Значение коэффициента дорожного покрытия (Кпк) для разных типов дорог
Асфальт |
0,8 |
Профилированная гравийная либо грунтовая дорога |
1 |
Каменистая, щебёночная либо непрофилированная грунтовая дорога |
1,4 |
Применяемая лесовозная, тракторная дорога, скотогонная тропа |
2 |
Зимник, закинутая лесовозная, тракторная дорога, туристская тропа |
2,5 |
Труднопроходимое распутье, осложнённое множеством небольших локальных препятствий. |
3 |
(табл. 3)
Кпр – коэффициент протяжённости рассчитывается по формуле:
Кпр = 1 + Lпп/100
где: Lпп – долга П.П. в км.
Кпер – коэффициент пересечённой местности (определяется по табл. 4)
Значение коэффициента пересечённости местности (Кпер)
Плоская равнина |
0,8 |
Слабопересечённая местность со средними уклонами дорог до 4% и перепадами высот до 50 м. |
1 |
Слабопересечённая местность со средними уклонами дорог до 8% и перепадами высот до 100 м. |
1,2 |
Слабопересечённая местность со средними уклонами дорог более чем 8% и перепадами высот до 200 м. |
1,4 |
(табл. 4)
Кнв – коэффициент комплекта высоты, равен:
До 200 м —————————— 1,0 |
801 — 1100—————————— 1,4 |
200-500 м —————————- 1,1 |
1101 – 1400 ————————— 1,6 |
501-800 м —————————- 1,2 |
Более чем 1400 ————————— 2,0 |
Наряду с этим процент уклона определяется по следующей формуле:
НВ/Пр х 100%
где: НВ – комплект высоты, м;
Пр – протяжённость подъёма при преодолении препятствий, м.
6. Автономность (А) – Показатель автономности в велопоходе возможно как повышающим , так и понижающим категорию сложности в зависимости от его влияния на другие параметры.
А = 1,4 – высокая степень автономности, в то время, когда количество населённых пунктов не превышает 1 на 100 км. маршрута.
А = 1,0 – средняя степень автономности в то время, когда количество населённых пунктов не превышает 1 на 20 км. маршрута.
А = 0.5 – не независимые походы. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения либо полным отсутствием полевых ночёвок.
(При подсчёте среднего количества населённых пунктов на маршруте первые и заключительные 100 км. в расчёт не берутся).
7. Сезонно-географический показатель (СГ) – определяется по таблице 5
Район |
Сезонность |
Показатель СГ (баллы) |
1) Равнины и низкогорья |
||
Средняя часть России |
март, ноябрь, зима |
6 12 |
Север европейской части России |
Апрель, октябрь Март, ноябрь зима |
6 10 15 |
Сибирь |
Апрель, октябрь Март, ноябрь зима |
10 15 20 |
Пустыни стран Средней Азии и другие подобные им районы |
Лето |
12 |
2) Горы |
||
Среднегорье |
март, апрель ноябрь, зима |
6 12 |
Высокогорье |
Май, октябрь Март, апрель Ноябрь, зима |
6 10 20 |
Горы Заполярья, Северной и Восточной Сибири |
Апрель, май Октябрь, зима |
10 20 |
(табл. 5)
Оценка категории сложности велосипедного маршрута
Параметр маршрута |
Категория сложности маршрута |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI* |
|
Длительность похода минимальная, дни |
6 |
8 |
10 |
13 |
16 |
20 |
Протяжённость маршрута минимальная, км |
400 |
500 |
650 |
800 |
100 |
1200 |
Предельное число баллов, идущее в зачёт, за ПП: |
||||||
1 к.т. |
6 |
3 |
3 |
3 |
— |
— |
2 к.т. |
6 |
14 |
5 |
5 |
5 |
— |
3 к.т. |
— |
14 |
24 |
10 |
5 |
5 |
4 к.т. |
— |
— |
— |
20 |
15 |
15 |
5 к.т. |
— |
— |
— |
39 |
59 |
60? |
Категория сложности (КС) в в балла по формуле (6) |
2-6 |
7-14 |
15-24 |
25-39 |
40-59 |
60? |
(табл. 6)
* — Приводится ориентировочные параметры для велопоходов VI категории сложности, которая, возможно, будет введена в ЕВСКМ по окончании апробации данной указанных параметров и методики.
Определение категории сложности маршрута
КС = П х iх А + СГ
Где П – сумма баллов по всем протяжённым препятствиям (баллы определяются по табл. 10.3 либо рассчитываются по параметрам препятствия)
i– показатель интенсивности, вычисленный по формуле (1)
А – показатель автономности
СГ – сезонно-географический показатель из табл. 5
Значение КС сравнивается с эталонными значениями для маршрутов I-V к.с. в табл. 6, по которой и определяется категория сложности.