Планетарная втулка для велосипеда
Содержание
- Из чего состоит и как трудится планетарная втулка
- Производители втулок: минусы и плюсы
- Преимущества применения планетарных втулок
- Как верно переключать передачи при перемещении на велосипеде
- Комментарии
Оптимальная эффективность перемещения, частота педалирования, нагрузки и скорость на велосипед регулируются при помощи механизма скоростного переключения. В отличие от синглспида, велосипед с несколькими режимами передачи крутящего момента способен подстраиваться под конкретные условия передвижения. «Скоростную» совокупность применяют фактически на все типах великов: от муниципальных и трюковых до гоночных и маунти-байков.
К распространенному типу трансмиссии велосипеда относится планетарная втулка, в которой расположен шестеренчатый механизм трансформации передаточного отношения. зацепление и Взаимное расположение шестерней регулируется тумблером скоростей, что, со своей стороны, приводится ручкой на руле. Принципиальное отличие от «звездочной» трансмиссии разрешило таковой совокупности переключения передач хорошо укрепиться в велосипедной среде.
Из чего состоит и как трудится планетарная втулка
Устройство планетарных втулок достаточно сложное и напоминает механизм автомобильной коробки передач.Для наглядности продемонстрируем стандартную схему для всей планетарной передачи:
Компоненты шестерного отсека скоростной втулки: 1 – солнечная шестерня, 2 – сателлиты, 3 – водило, 4 – эпицикл
Желтым цветом изображена солнечная шестерня. «Солнышко» жестко закреплено на оси заднего колеса велосипеда. Как раз с ней зацепляются обозначенные синим цветом планетарные шестеренки. Для их фиксации употребляется «водило» (зеленый цвет).
Эта подробность не разрешает сателлитам – так в противном случае возможно именовать планетарные шестерни – разъезжаться и сцепляться между собой, и определяет их направление перемещения.
Довершает механизм эпициклическая шестерня, которая вращается за счет педалирования. На рисунке она продемонстрирована красным цветом.
Звездочка сопрягается с механизмом втулки посредством шлицевого привода, аккуратного механизма втулки. При трансформации передачи он изменяет скорость вращения водила довольно кольцевой шестерни, благодаря чему и достигается подстройка велосипеда под угол направления дороги и регулируется его скорость.
Увлекательная изюминка для того чтобы типа механизма – это работа в качестве редуктора. Солнечная шестерня играет роль неподвижного элемента, эпицикл – ведомого элемента цепи, водило замыкается на корпус втулки. Для примера разглядим, как трудится механизм планетарной передачи на простой трехскоростной планетарке:
Как отрегулировать тумблер скоростей на велосипеде?
- Пониженная передача. Кольцевая шестерня опережает водило за счет его зацепления корпуса планетарной втулки. Передаточное отношение меньше единицы и образовывает 0.733.
- Основная передача. Крутящий момент с эпицикла передается на втулку за счет зацепления ее с планетаркой. В противном случае говоря, со втулкой соединено не водило, как на первой передаче, а звездочная шестерня. Что происходит наряду с этим? Втулка вращается стремительнее водила, а с целью достижения большой скорости пригодится больше упрочнений если сравнивать с пониженной передачей.
- Передаточное число повышенной, либо третьей, передачи больше единицы, и для трехскоростных велосипедов оно образовывает 1.364. Направление перемещения водила и втулки противоположны, благодаря чему достигается ее ускорение если сравнивать с основной передачей.
- Для планетарных втулок с 5, 7 и т.д. скоростями диапазон передаточных взаимоотношений выше, чем у трехскоростной за счет большего количества шестеренчатых механизмов. Принцип работы многоскоростных и несложных втулок будет однообразным. Отличие лишь в том, что у каждой планетарной составляющей будут собственные фиксированные (как у 3-х ступенчатой планетарки) значения взаимоотношений передач, а в целом у механизма их будет многократно больше.
Производители втулок: минусы и плюсы
Изготовлением планетарных втулок на велосипеды занимается пара производителей:
- Shimano,
- SRAM,
- Sturmey-Archer,
- Rohloff.
Последний занимает лидирующее положение по сложности изобретенного механизма. Втулка этого производителя включает 14 планетарных составляющих. Много передаточных взаимоотношений и высокая эффективность смело соперничают с подобными показателями продвинутых звездочных совокупностей переключения скоростей.
Скоростной агрегат от Rohloff в разрезе
Второе место занимает SRAM – его планетарка имеет 12 скоростей, а передаточный диапазон превышает 400%. Shimano – известнейший производитель велозапчастей и скоростных втулок. Его прекрасно зарекомендованные втулки с 3, 4, 7 и 8-планетарными механизмами дополнены обновленной версией – 11-скоростной совокупностью переключения скоростей.
Sturmey может похвалиться гибридными кассетно-планетарными механизмами, и вторыми типами стандартных втулок с тремя, пятью и семью скоростями.
Преимущества применения планетарных втулок
- Прямой низкий износ и ход цепи ведущей и ведомой звезд. Снаружи трансмиссия выглядит как у простого сигнлспида.
- Скрытый от внешних действий механизм переключения передач отличается высокой долговечностью если сравнивать с трещотками и кассетами. Смогут быть задействованы все соотношения передач. Об этом смело сообщат отзывы от велосипедистов, перешедших со «стандартных» скоростных велосипедов на планетарные.
- Нет необходимости всегда обслуживать устройство, кроме этого его сложно нечаянно повредить.
Как и у всего на свете, у втулок с планетарными передачами имеется собственные «но»:
- Невозможность применения в велосипедном гоночном спорте из-за чувствительности и высокого трения шестерней.
- Ощутимая прибавка к весу: лишь кое-какие трехскоростные втулки весят чуть меньше килограмма. В движении привес на заднее колесо дает о себе знать.
- Ремонт таких механизмов практически неосуществим дома, да и сервис, где ремонтируют планетарные втулки, нечасто возможно встретить. Одноразовость планетарок не разрешает их выгодно привести в рабочее состояние, лучшим вариантом будет установка новой.
- Запредельная цена. Само собой разумеется, она в полной мере оправдана, но ставить редуктор с нуля на сигнлспид ненужно. Значительно несложнее приобрести готовый велосипед с ней.
Как верно переключать передачи при перемещении на велосипеде
Повредить механизмвелосипедного редуктора сложно, но быть может, в случае если систематически неправильно его применять. При перемещении на велосипеде с планетаркой имеется простое правило: осуществлять переключение передач без педалирования.
Необычно? Никак. Планетарный механизм имеет сходство с механической КПП автомобили, а в том месте так как также при переходе с одной передачи на другую газ отпускается.
А «газ» для велосипедиста – это кручение педалей.
Переходить с одной передачи на другую необходимо мало заблаговременно, и делается это так:
- Велосипед движется накатом, упрочнения на педали минимальны.
- Посредством ручки переключается передача.
- Через пара оборотов колес (около 2 секунд) возможно педалировать.
Езда в гору сопровождается переходом на пониженную передачу, другими словами передаточное отношение должно быть меньше, чем до перехода. На трехскоростных планетарках это :на первую передачу. С другими вариантами нормальным будет переключиться, к примеру, с третьей на вторую.
На увеличение необходимо идти последовательно, другими словами сперва первая, после этого вторая и без того потом. При сбросе скоростей возможно перешагивать. В однообразных условиях, где нельзя развить скорость (тротуар с пешеходами, к примеру), лучше использовать лишь основную передачу без переключений.
Велосипеды с планетарными втулками способны преодолевать большие расстояния без подъёмов и большого количества спусков, исходя из этого их довольно часто возможно встретить в мегаполисах с развитой сетью дорог и населенных пунктах на ровной местности. Таковой вариант трансмиссии идеально подойдет тем, кто не желает всегда возиться с цепями и кассетами и наряду с этим довольно часто ездят по городу, равнинным трассам и загородным посёлкам.