Сборка колес велосипеда
Умелый эксперт может собрать колесо велосипеда менее чем за час, но начинающему сборщику направляться приготовиться провести за данной работой значительно больше времени. Не нужно пробовать собрать колесо за один раз, довольно большая возможность раздражения от того, что работа идет весьма медлительно. Лучше сделать паузу и возвратиться к сборке через пара часов, чем прекратить делать работу бережно и все сломать на половине.
В статье рассмотрен процесс сборки заднего колеса (переднее колесо планирует легче и при его сборке не нужно учитывать вещи относящиеся лишь к заднему колесу). Будем собирать колесо с 36 набором и спицами в три креста. Для сборки колеса с 32 спицами:
подставьте 32 где в инструкции сообщено 36
подставьте 16 где в инструкции сообщено 18
подставьте 8 где в инструкции сообщено 9
подставьте 7 где в инструкции сообщено 8
Сборка колёс велосипеда Инструмент для сборки колес велосипеда
Перед сборкой колеса подготовьте инструменты, каковые вам смогут пригодиться:
1. Маленькая плоская отвертка;
2. Колесный станок (стенд);
3. Инструмент для измерения зонта — зонтомер;
4. Спицевой ключ;
5. Измеритель натяжения спиц.
В случае если у вас нет некоторых инструментов, в конце статьи написано как возможно выйти из положения.
Требования к ниппелям и спицам
Спицы лучше применять из нержавеющей стали. Они прочны и не коррозируют, в отличи от недорогих хромированных либо оцинкованных спиц из углеродистой стали. Титановые спицы хороши во всем, но много стоят.
Карбоновые спицы через чур хрупкие и страшные.
На заднее колесо многоскоростного велосипеда (с громадным зонтом), с правой стороны лучше применять более толстые спицы, чем с левой. Так как спицы с левой стороны натянуты не сильный, меньше возможность, что они со временем ослабеют.
Самые популярные ниппеля из никелированной латуни. Резьба у таких ниппелей имеет малое трение, а благодаря материалу, они продолжительно не коррозируют. Ниппеля из алюминия употребляются для легких высококлассных колёс .
Они являются достаточно надежными, но применять их возможно лишь с ободами, у которых не алюминиевые пистоны, в противном случае может случиться химическая сварка между пистоном и ниппелем.
У разных втулок фланцы имеют различную толщину. Но загиб спицы обязан хорошо сидеть во фланце, в противном случае периодическое натяжение будет загибать спицу у финиша, что приведет к её поломке. Избежать этого возможно прокладыванием под каждую головку спиц маленьких шайб.
Самые лучшие медные шайбы, для большинства спиц подойдут шайбы для болтов 2мм. Для некоторых комбинаций фланец-втулка потребуются две шайбы, для некоторых шайбу лишь для спиц идущих с внутренней стороны фланца, либо требуют по две шайбы на внутренних спицах и по одной шайбе на внешних.
Перед сборкой колес вам необходимо определиться с толщиной и количеством спиц, выяснить нужную длину спиц и в какой спицевой комплект вы станете собирать колесо.
Колесо на всех изображениях продемонстрировано с правой стороны, со тороны звездочек.
В первую очередь направляться смазать резьбу на спицах легкой консистентной смазкой либо жидким маслом, это разрешит очень сильно натянуть спицы. Собираю заднее колесо с громадным зонтом необходимо смазать лишь спицы правой стороны, с левой стороны они останутся достаточно свободными и на протяжении езды, из-за избыточной смазки, ослабнут еще больше.
Набивка колеса велосипеда
Эргономичнее всего набивать колесо сидя, а обод держать на коленях. Новичкам в лучше закреплять спицы на ободе группами. В классических комплектах четыре группы спиц: добрая половина Добрая половина спиц идет от правого фланца втулки, добрая половина от левого. На каждом фланце добрая половина спиц хвостовые, и добрая половина лидирующие:
- Хвостовая спица. В заднем колесе хвостовые спицы — это те спицы, натяжение, которых возрастает при нажатии на педали. Они именуются хвостовыми вследствие того что они направлены в сторону противоположную вращению втулки. На иллюстрациях к данной статье хвостовые спицы продемонстрированы синим и зеленым цветом.
- Лидирующая спица. Это те спицы, каковые направлены в сторону вращения. На иллюстрациях они продемонстрированы тёмным и серым цветом.
Главная спица
Главная спица — первая установленная спица, ее положение определяет положения всех последующих спиц. Она обязана пребывать со стороны звездочек и будет хвостовой. Затевать как раз с хвостовых спиц лучше, поскольку они находятся с внутренней стороны фланцев втулки и не будут мешаться при установке лидирующих спиц.
Совершите главную спицу через отверстие так, дабы она проходила в фланца втулки, а головка спицы размешалась снаружи.
Отверстия для спиц на ободах расположены не на одной оси, а смещены через одно от центра в право и в лево.
Через отверстия смещенные влево проходят спицы от левого фланца, отверстия справа — к правому фланцу. Главная спица обязана проходить через первое отверстие, смещенное вправо, идущее по окончании отверстия для ниппеля камеры.
Первая несколько спиц
Закрутите на пара оборотов ниппель , дабы спица не выпадала. Пропустите вторую спицу через фланец втулки, через одно отверстие от главной спицы. Эта спица также обязана проходить внутри, и идти в отверстие обода находящееся через три от первой спицы (должно остаться три безлюдные отверстия, отверстие для ниппеля камеры не считать), легко закрепите спицу.
Установите подобным образом все девять спиц первой группы. В итоге между спицами на фланце втулки должно быть по одному свободному отверстию, а на ободе колеса по три безлюдных отверстия. Все спицы должны проходить через правый фланец и идти на правые отверстия на ободе.
Вторая несколько спиц
Потом переверните колесо левой стороной к себе. В случае если взглянуть пристально, то делается заметно, что отверстия на левом фланце втулки перемещены относительно правого фланца. Заберите колесо так, дабы отверстие ниппеля камеры было сверху, а главная спица сейчас будет слева от него.
В случае если главная спица у вас шла через следующее отверстие от ниппеля камеры, то первая спица второй группы обязана размешаться левее ключевой.
Вид с правой стороны:
В случае если главная спица находится от отверстия ниппеля камеры на одно место для спиц, тогда первая спица второй группы пройдет правее ключевой, пройдет через отверстие между ниппелем и ключевой.
Первая спица второй группы не должна пересекаться с главной спицей, в случае если это так, тогда все сделано верно. Если она расположена левее главной спицы на втулке, тогда она обязана размешаться левее и на ободе. Эта спица также есть хвостовой и обязана проходить по внутренней стороне фланца, а головка спицы будет с внешней стороны.
Потом устанавливаются остальные восемь спиц второй группы в соответствии с теми же правилами. По окончании установки этих спиц, на колесе должны быть 18 хвостовых спиц. В случае если взглянуть на обод, тогда должны идти две спицы, за ними два безлюдных отверстия и т.д.
Лидирующие спицы
Снова разверните колесо к себе правой стороной, дабы звездочки наблюдали на вас. Засуньте спицу третьей группы в любое отверстие на фланце втулки. Разверните втулку по часовой стрелке, пока она будет вольно двигаться.
При комплекте в три креста эта спица обязана пересечь три хвостовые спицы идущие от того же фланца.
Первые два пересечения спица четвертой группы пройдет снаружи хвостовых спиц, а третье пересечение должно быть изнутри. Для этого, при установке, нужно будет изогнуть лидирующую спицу.
На ободе будут два отверстия куда возможно установить спицу третьей группы, нужно применять отверстие которое находится с той же стороны обода, что и сторона фланца, откуда идет спица. Это отверстие не должно быть рядом с хвостовой спицей идущей от того же фланца втулки.
Следующие семнадцать лидирующих спиц третьей и четвертой групп устанавливаются по тем же правилам.
По завершению установки еще раз удостоверьтесь в надежности дабы спицы шли поочередно то к левому, то к правому фланцу втулки строго через одну.
Комплект с другим числом крестов
В статье обрисован метод комплекта колеса в три креста. Если вы собираете колесо с другим числом крестов, соответствующие числа. При любом количестве крестов, последнее пересечение, ближнее к ободу, переплетается, одна спица заходит за другую.
Начальная регулировка
Установив все спицы на собственные места, необходимо закрутить все ниппеля одинаково. Как ориентир можно считать величину, в то время, когда резьба на спице лишь скрылась под ниппелем либо осталось однообразное количество витков (в случае если спицы коротковаты). Главным критерием наряду с этим нужно считать равномерность натяжения всех спиц, но наряду с этим они должны быть достаточно свободными.
Кое-какие спицы смогут быть больше либо меньше натянуты, но все они должны быть натянуты равномерно. В случае если какие-либо спицы окажутся очень сильно перетянутыми, тогда направляться проверить правильность комплекта. В некоторых ободах место соединения возможно толще другой части обода, в этом случае необходимо ослабить натяжение на двух спицах, каковые ближе всего к утолщению.
Следующим шагом будет выпрямление спиц. В случае если взглянуть на спицы пристально, тогда возможно подметить, что они выпирают. К примеру лидирующие спицы будут выпирать наружу у фланца. Дабы их выпрямить необходимо надавить на каждую спицу попеременно громадным пальцем, сантиметрах в двух-трех от фланца втулки, именно поэтому спицы будут лучше прижаты к нему.
В случае если этого не сделать, на протяжении езды, спицы сами выпрямятся и ослабнут, а на колесе образуется восьмерка.
настройка и Натяжение
Для настройки колеса помещаем его в станок. В случае если спицы сейчас еще слабо натянуты и обод вольно двигается вбок туда-сюда, подтяните все ниппеля на один оборот. Лучше начать от отверстия ниппеля камеры и двигаться дальше по ободу подтягивая каждую спицу. Убедитесь, что вы затягиваете ниппеля, а не ослабляете.
Если вы пользуетесь отверткой то крутить нужно по часовой стрелке, а вдруг пользуетесь спицевым ключом то циферблат будет перевернут.
В случае если одного оборота мало, затяните ниппеля еще на один оборот. Затягивайтениппеля до того момента, пока колесо не станет тверже.
В то время, когда колесо получило начальное натяжение, начинаем придавать ему форму. При формировании формы колеса вы должны постоянно смотреть за четырьмя параметрами колеса боковое биение (восьмерка), вертикальное биение (яйцо), горизонтальная центровка (зонт) и величина натяжения спиц. Продвигаясь вперед трудитесь над нехорошим из них сейчас.
Настраивайте каждое положение независимо друг от друга. Для бокового биения выясните место, где обод отходит дальше всего в сторону от собственного среднего положения. При смещении обода влево, подтяните спицы, идущие к правому фланцу и ослабьте спицы, идущие к левому. В случае если делать это бережно, то возможно сместить обод вбок, не воздействуя на радиальные биения.
К примеру, в случае если обод смещен влево, и центр изгиба приходится на промежуток между двумя спицами, затяните спицу идущую к правому фланцу на 1/4 оборота, и ослабьте спицу идущую к левому фланцу на 1/4 оборота. В случае если же центр изгиба приходится на правую спицу, натяните ее на 1/4 оборота, и ослабьте две соседние с ней спицы на 1/8 оборота. В случае если центр изгиба приходится на левую спицу, отпустите ее на 1/4 оборота, и натяните две соседние с ней спицы на 1/8 оборота.
По окончании подстройки нехорошего отклонения влево, отыщите нехорошее отклонение вправо и подстройте его. Чередуйтестороны. Не пробуйте выправить изгиб всецело, сделайте его чуть лучше, и переходите к следующему.
Колесо будет неспешно делается ровнее и ровнее, по мере продвижения.
Потом переходите к устранению вертикальных биений. Выясните наивысшую точку на ободе. Если она приходится на промежуток между спицами, натяните каждую из них на 1/2 оборота. Если она приходится на спицу, натяните ее на один (1) полный оборот и две соседние с ней спицы идущие к противоположному фланцу на 1/2 оборота. При настройке вертикального биения нужно посильнее натягивать спицы чем при боковом.
В большинстве случаев настройка в вертикальной плоскости производится лишь натяжением спиц, неспешно наращивая натяжение по мере продвижения настройки.
По окончании того, как боковое биение станет минимальным (пара миллиметров), нужно проверить зонт. Настройте и установите зонтомер на ось колеса. Его ноги должны касаться обода, а указатель центра совпадать с осью колеса и касаться ее.
Потом переверните колесо. Не перенастраивая зонтомер приложите его к второй стороне колеса. В случае если его ноги не касаются обода, а указатель центра соприкасаться с осью то спицы с данной стороны колеса нужно подтянуть. В случае если его ноги касаются обода, а указатель центра не добывает до оси колеса, то спицы иначе обода нужно подтянуть. В то время, когда горизонтальное смещение станет в пределах одного — двух миллиметров, возвратитесь к настройке боковых биений.
Но сейчас не поменяйте стороны. В случае если обод нужно сместить вправо, отыщите громаднейшее левое отклонение и поработайте над ним. После этого отыщите следующее громаднейшее левое отклонение, и без того потом.
До тех пор пока вы исправляете зонт и боковое биение, помните контролировать яйцо, если оно увеличиться восьмерки, нужно приступать к его настройке.
Создавая все эти настройки помните про натяжение спиц. Для этого вам пригодится измеритель натяжения. Величина натяжения спиц со стороны ведомых звездочек может варьироваться в зависимости от спиц и типа обода. Более ответственным есть то, что бы их натяжение было равномерным.
Не волнуйтесь о левой стороне колеса. В случае если правая сторона натянута верно, и обод имеет верный зонт, то левая сторона будет натянута заметно не сильный. Левую сторону нужно контролировать на равномерность натяжения, а не на ее величину.
Деформация кручения спиц
При натяжении на спицах образовывается деформация кручения. В случае если покинуть спицы деформированными по окончании сборки колеса, вся настройка, в недалеком будущем, испортится. Это случится в то время, когда спицы возвратятся в собственный обычное положение.
Дабы этого избежать, при работе спицевым ключом, необходимо натягивать спицы больше чем необходимо, а после этого возвращать его мало назад.
Снятие напряжений
Пред тем, как установить колесо на велосипед, необходимо снять напряжения. Изгибы спиц должны притереться друг к другу и к фланцу, ниппеля должны прочно занять собственные постоянные места в ободе. Для этого возможно брать спицы группами по четыре и сжимать их либо возможно применять рычаг, подгибать им спиц в местах их пересечения.
По окончании снятия напряжений необходимо опять мало подстроить колесо, а после этого снова снять напряжения. Данный процесс направляться закончить, в то время, когда прекратят быть слышны потрескивания и щелчки, и по окончании снятия напряжений колесо не прекратит уходить.
По окончании завершения всех этих процессов ваше колесо будет оставаться ровным при езде, и будет вести себя лучше большинства колес, собранных автоматическими автомобилями.