Трактат о цепях и парафине или справочник начинающего парафинщика

Весной я поднимал занимательную тему про проваривание велосипедной цепи в парафине, с целью повышения её интервалов и ресурса обслуживания. Также, цепь остается в ходе эксплуатации чистой и сухой, что также крайне важно. 

У меня самого так и не дошли руки до организации процесса парафинирования (я на данный момент экспериментирую с восковой смазкой, не так долго осталось ждать напишу про результаты), но читатель сайта Анатолий (в комментариях под ником 027) решил поделиться своим практическим опытом, потом его текст.

У нас в местном велосообществе в этом сезоне взрывной рост «секты парафинщиков». Так нас назвали скептики, а вернее сообщить, диванные теоретики. Всевышний им судья, они не ведают, что пишут.

Что это и для чего

Мы смазываем цепь парафином. Мысль не новая, а также не русский, как многие увлекательные идеи. Существуют и промышленные жёсткие смазки для цепи, воображающие собой раствор парафина (или других воскоподобных веществ) в летучем растворителе.

Жидкая жижа из пузырька легко попадает в зазоры, после этого растворитель испаряется и остается жёсткая смазка. Стоят такие смазки совсем неприличные деньги, не смотря на то, что исходные материалы, кроме того, что копеечные, так еще и дешёвы в каждой деревне. В случае если, само собой разумеется, не считать чудодейственных присадок, заговоренных самим Мерлином.

Но мы цепи не смазываем капельками, мы их провариваем в расплавленном парафине. Наряду с этим достигается пара профитов в один момент, громадных и малых.

1. Трансмиссия неизменно чистая! Она не пачкает одежду, за нее возможно смело браться руками при снятии колеса, на звёздочках и роликах больше не накапливается тёмная пластилиноподобная дрянь.

2. Ресурс цепи заметно возрастает. По измерениям отечественного коллеги с веломании, повышение ресурса образовывает порядка 70% если сравнивать с двумя дорогими масляными спецвелосмазками. См. ссылку в конце.

3. Времени на обслуживание цепи требуется заметно меньше. Расплавленный парафин промывает и смазывает цепь в один момент.

4. Процесс обслуживания цепи весьма чистый. Никакого тёмного мазута, никакого запаха!

5. Грязь слабо прилипает к напарафиненной цепи. В большинстве случаев, ее возможно щеткой.

6. Цена вопроса забавная.

Характерно, что большинство «новообращенных» в восхищении от результата, и утверждают в один голос: на масло не возвращусь!

Как это трудится

Очевидно, парафин скользит хуже, чем масло. Масло трудится намного лучше — но лишь в совершенных, чистых условиях. К примеру, в то время, когда цепь купается в герметичной масляной ванне — обычное использование в двигателях.

Вот лишь условия работы велосипедной цепи далеко не совершенны.

Цепь трудится в сверхтяжелых условиях: на нее летит дорожная пыль, песок, льется жидкая грязь и грязная вода с колес. Все это добро замечательно смешивается с маслом в зазорах, и получается абразивная смесь, деятельно «съедающая» металл. Из-за чего так происходит?

При перемещении каждое роликовое сочленение цепи деятельно проворачивается и шевелится в боковом направлении. Масло то выдавливается из зазоров, то опять втягивается. Наряду с этим оно забирает жёсткие частицы с края зазора и перемешивает их с более чистым количеством в.

А парафин, будучи жёсткой смазкой, этого не делает. Наоборот, он не пускает пыль и воду вовнутрь, пока не сотрется и не выдавится сам.

Возражения скептиков

Просматривая различные форумы и блоги, я подчернул, что непременно являются скептики, каковые выдвигают одинаковые доводы. Вот самые обычные:

* Парафин — не смазывает.

* Цепь будет ходить весьма недолго и скоро заскрипит.

* Парафин не липнет к металлу.

* Передачи будут не хорошо переключаться.

* При похолодании цепь задубеет и поднимется колом.

* Варить цепь весьма хлопотно и трудоемко.

* Вы нищеброды, и просто не имеете возможность позволить себе качественную фирменную велосмазку.

Настоящая опыт говорит — все это полная чушь, измышления диванных теоретиков.

Практическая часть

Что могу сообщить из личного опыта. До тех пор пока маленького — меньше 2000 км.

1. Это трудится, и весьма кроме того хорошо. Трансмиссия легко крутится и четко переключается.

2. Пробеги между обработками цепи у меня составили от 300 до 500 км.

3. Трудоемкость процесса очень сильно преувеличена, в т.ч. и некоторыми «парафинщиками».

4. Я бы не возвратился на масло, даже если бы ресурс цепи уменьшался — так здорово иметь чистую цепь, не пачкающую тёмной мазутой ни руки, ни одежду.

Итак, что необходимо знать начинающему парафинщику.

В чем варить

Парафин не редкость различных марок, и для отечественных целей подойдет фактически любой. Основное не путать со стеарином, прочим озокеритом и церезином, и с неизвестными смесями на базе парафинов. В противном случае кое-какие товарищи умудряются кроме того с солидолом перепутать, и пишут позже ужасные истории на ночь.

Всецело пригоден несложный парафин любой марки, что пищевой, что технический, и косметический парафин, продающийся в аптеках. Последний представляет собой в полной мере годную смесь парафина, вазелина, отдушки и воды. Не нужно опасаться данной незначительной примеси воды, не ржавеет, установлено.

Для ржавления нужен кислород, а не сама вода.

Ограниченно годен стеарин, из которого в большинстве случаев делаются бытовые осветительные свечи. Он хуже липнет к металлу (потому и используется для их производства, легче извлекать из формы). Ограничение кроме этого касается холодной погоды, потому что он более тугоплавкий.

Несложнее говоря, на морозе дубеет.

Но данный свечной стеарин в полной мере себе годится в качестве промывочного для первой проварки «масляной» цепи, потому что его не жалко. При варке вымывается то, что вы никакими машинками не вымоете, из самых потаенных мест.

по поводу церезина ничего не могу сообщить, ни церезина нет, ни опыта. Равно как и озокерита.

Зимним катальцам рекомендуется додавать в парафин какой-нибудь литол (95% консистентных смазок — это разнообразные литолы). А возможно несложный коммунистический солидол. Смесь, говорят, значительно более пластична на морозе, чем чистый парафин. Имеется опасения, что будет мало собирать на себя грязь, но правильных данных пока не встречал.

См. ссылку в конце трактата.

Где добыть

Самое простое, приобрести косметический парафин в аптеке. Не во всех он имеется, но во многих. Обычная фасовка 200-250 г, при цене недалеко от стольника.

Этого в полной мере хватит сварить в один момент несколько цепей, в случае если посуда подходящая. В смысле, этого количества достаточно для утопления цепи, а так его хватит на большое количество проварок, расход парафина небольшой.

Второй источник, это магазинчики, торгующие материалами для поделок. У них не редкость чистый парафин для изготовления декоративных свечей. Декоративщики почему-то стеарин не обожают, а потребляют обычнейший пищевой парафин марки П-2.

Третий источник — сами свечи фабричного производства. Видятся, к примеру, в супермаркетах. В случае если попадутся крашеные — берите крашеные, маленькая примесь красителя не повлияет никак.

Декоративные свечи сплошь и рядом делают из пищевого парафина.

Бытовые осветительные свечи в большинстве случаев стеариновые, но день назад наткнулся в «Радеже» на парафиновые бытовые свечи Омского свечного завода. Как отличить их от стеариновых? Стеарин молочно-белого цвета, а парафин — или розовато-коричневатый, или бесцветный полупрозрачный (в случае если высокоочищенный пищевой).

Ну и смотрите на упаковку, внезапно в том месте написано.

Ну и еще возможно приобрести на мелкооптовке мешок 20 кг, в случае если наберется достаточное количество желающих напарафиниться. Я так было и планировал, да своевременно отыскал магазинчик, где с этих мешков фасуют баночки 400 граммов по весьма божеской цене. И закупил на всю толпу уже расфасованный.

Как варить

В обязательном порядке в водяной бане! Парафин свободно самовоспламеняется при кипении. Видео:

Затушить его водой нереально, и не пробуйте. Гасить, сбивая пламя, накрывая полотенцем, одеждой (у вас же на кухне нет огнетушителя?) В общем, не нужно рисковать пожаром, применяйте надёжную водяную баню.

Водяная баня — это весьма легко: мелкий сосуд засунут в большой, а между ними налита вода. Во внутреннем сосуде гарантируется температура не выше 100°С, пока вода не выкипит.

О трудоемкости процесса. Самое тяжёлое необходимо выполнить один раз. Оторвать ж. от дивана и положить базу для будущего ленивого занятия. Гарантирую, станете позже над теоретиками смеяться. Но и многие практики, если судить по описаниям в сети, делают множество ненужных телодвижений, что при варке цепи, что при очистке загрязненного парафина.

Быть может, им нравится сам процесс.

Для начала необходимо отыскать две подходящих железных лоханки. Возможно хоть консервные банки. Возможно железную кружку, а лучше квадратный судок.

Он стоит в круглой миске на углах и не подергивается при кипении под дном.

Трактат о цепях и парафине или справочник начинающего парафинщика

Наливаем воду в баню, насыпаем парафин, кидаем сверху цепь, включаем плиту. Сама проварка кроме того не требует кипения воды, достаточно небольшого пузырения. Парафин наряду с этим весьма жидкий и весьма текучий.

Варят в большинстве случаев 10-15 мин. (подозреваю, что и 5 достаточно, нужно как-нибудь проверить). Продолжительно варить смысла никакого, не смотря на то, что и возможно. Основное, не провороньте воду, чтобы не выкипела.

Варить пара раз подряд по большому счету бессмысленно.

Основное, что необходимо сделать в обязательном порядке, это хорошенько прошевелить цепь на всей протяженности. Берем спицу и деятельно шевелим цепь. Вы заметите, как из некоторых сочленений выйдут маленькие пузырики. В случае если этого не сделать, пробег до появления писка может оказаться огорчительно мелким (у меня было 150 км в отдельном опыте). Вот эти самые звенья начнут попискивать, откуда воздушное пространство полностью не выгнали.

На изгнание пузырьков необходимо секунд 30-40. Это самая трудоемкая из необходимых частей работы. ??

Пробовал варить без шевеления продолжительно, практически час, толку нет, кое-какие пузырики остаются на местах. Вероятнее, возможно снимать сходу, как они прекратят всплывать в ходе теребления. Но возможно и еще поварить.

Оно ж само варится, ничего делать не нужно.

После этого бережно снимаем посудину с плиты, ставим на край газетки, берем крючок, согнутый из ветхой спицы и бережно, потихонечку извлекаем цепь. Даем парафину мало стечь и тупо бросаем на газетку, как попало. На кой ее тряпками вытирают, я не ведаю.

На ход автомобили не воздействует. Разве что для эстетики?

Имейте в виду, расплавленный парафин весьма жидкий и подвижный, значительно бодрее воды, весьма легко расплюхать! Никаких резких перемещений! В то время, когда наплюхаете, осознаете, о чем я. ??

Когда цепь остынет (пара мин.), она готова к потреблению. Застывшую цепь разминать не нужно — еще одно тщетное надуманное занятие — сама превосходно разомнется через пара оборотов под нагрузкой. Напротив, неразмятую, недельный носок напоминающую, комфортно просовывать в переклюк.

Как подготовить цепь

Промыть. Сия операция чисто эстетическая и необязательная. Разве что говен намотал, тогда да.

Как промывать? Кто под струей горячей воды с щеткой, кто смывкой из автолавки, я прополаскиваю бензином в пластиковой бутылке с широким горлом. (Наводка: литровый чай Нестиа.) Я живу в частном доме, во дворе запах пофиг. Основное, чтобы не керосином и не солярой — сохнут продолжительно, воняют очень сильно.

Для этого у меня приготовлен узкий трехпрядный капроновый шнурок с петлей на финише. Таковой шнурок оптимален тем, что сильно расплющивается при закручивании пробки, бензин фактически не подтекает. Продел через звено, просунул в петлю, затянул, опустил цепь, шнурок наружу, закрутил крышку, потряс с полминуты, как шейкер.

Открутил, выудил, повесил просохнуть. Все.

Задача (эстетическая): смыть налипшую снаружи пыль. Изнутри ничего вымывать не нужно, парафин сам вымоет, в ходе варки. Из-за чего эстетическая, растолкую позднее.

Но перед первой проваркой цепи, которая раньше трудилась на масле, промыть ее нужно, как направляться. Так, как это советуют лучшие российские цепеводы — руководств в сети полно, а также, и на этом сайте.

И еще один момент для первой проварки, что направляться знать: такая цепь ходит в первоначальный раз недолго, приблизительно 100 км, и начинает пищать. Это естественно, по окончании второй-третьей будет ходить намного продолжительнее.

Не следует пробовать вымыть продукты износа изнутри сочленений — занятие в высшей степени неисправимое. Вы кроме того из «масляной» цепи все не вымоете, сколько ни старайтесь. Парафин все равно вытеснит мало черненького.

А уж из вымыть застывший парафин из зазоров… Суть прополаскивания — удалить налипшую снаружи пыль, песок, остатки грязи, каковые сами не отвалились — дабы варочный парафин напрасно не пачкать.

Принципиальный момент: для радостного и легкого напарафинивания, цепь должна быть с замком. Цепи SRAM, KMC и другие поставляются сходу с замком, для других его возможно приобрести раздельно, и больше таких цепей не брать. В противном случае вам предстоит возня с выжимкой и вечная неприятность «где добыть ремонтный пин, и из-за чего он таковой дорогой».

Кое-какие опасаются за надежность замка, прочтя страшилку на каком-нибудь форуме. Не нужно опасаться, замки эти весьма прочные и сами расстегнуться не смогут. На таких цепях по миру ездит огромное количество людей, ни у кого ничего не расстегивается.

В противном случае, что в страшилках, одно из двух. Или руки кривые (не застегнул толком и отправился), или, что более возможно, очередная выдумка диванного теоретика.

А сейчас, внимание! (Барабанная дробь.)

Целый ПРОЦЕСС СУММАРНО:

* Прополаскиваю, если не лень. 60 секунд, допустим.

* Либо не прополаскиваю. Ноль мин., ноль секунд.

* Сушу. Трудозатраты: пять секунд повесить, три секунды снять. Либо не сушу, если не полоскал. Ноль секунд.

* Ставлю вариться. Дотянуться с полки агрегат, кинуть в него цепь, налить водички, поставить на пламя. Полминуты с перекурами.

* Пошевелить цепь, пока не прекратят идти пузырьки. Полминуты.

* Расстелить газетку, снять посудину с огня, вынуть цепь кинуть на газетку. Полминуты.

Очевидно, всего времени от начала и до конца уйдет до четверти часа либо больше, но трудиться придется от силы две-три 60 секунд. Хорошо, пускай семь, в случае если варишь сходу 4 цепи — их шевелить продолжительнее и вынимать поштучно. А полоскать в литровой баклажке из возможно сходу по две, нормально вытаскиваются.

Три уже большое количество, тесно им, застревают.

Все другое время возможно заниматься вторыми серьёзными и нужными делами: тупить, плевать в потолок, ковырять в носу либо трындеть по телефону. Руки-то чистые.

Сейчас делим семь мин.… да пускай кроме того десять! Делим десять на 4 цепи. Продолжительно? Хлопотно? То-то.

Полоскать либо не полоскать

Парафинированная цепь, в особенности в случае если ее не доводить до писка, содержит совсем маленькое количество микроскопических частиц металла в узлах трения. Главная грязь у нее снаружи. Что это за грязь?

Если вы не катали по говнам, а ездили по сухому, на цепь достаточно не так долго осталось ждать налипает некое, совсем маленькое количество песка и пыли, и больше не пристает. Цепь, все же, не идеально чистая — в случае если пропустить ее через сжатую ладонь, на руке останутся редкие маленькие комочки, каковые, но, легко отряхнуть. Не стерильная, как сразу после варки, это да.

В случае если данный мусор не смыть, он, конечно, перейдет в варочный парафин. Парафин станет наряду с этим сероватым, в то время, когда остановится, и не таким сияюще-прозрачным в расплавленном состоянии. Ничего ужасного в этом нет, в таком парафине возможно варить еще пара раз, он все равно будет вымывать намного больше, чем заносить. Что-то жёсткое занести в зазоры он не сможет, оно тяжелое и скапливается на дне посудины.

В противном случае невесомое и микроскопическое, что сможет вплыть в зазор — наплевать, оно мягкое.

Так возможно варить цепь за цепью, а также до сильного потемнения, в случае если совсем уж прижало — скажем, цепи нужно безотлагательно привести в порядок, а ничего больше нет. Но, парафин легко почистить практически до исходного заводского состояния. Как раз легко и просто, не нужно заморачиваться с какими-то фильтрами, тазиками, укутываниями на ночь и т. п., обрисованному по ссылкам. Магниты какие-то…

Лично мне этим камланием заниматься лень. Поняв по окончании шмякания цепи на газетку, что парафинчик-то грязноват, я ставлю его опять на плиту и наливаю водички в парафин на толщину пальца. Она тут же в нем и утонет, как будто бы урановый лом во ртути, потому что парафин легче воды.

Устанавливаю таковой режим, в то время, когда вода в бане не кипит, но на грани закипания, накрываю внутреннюю посудину крышкой (либо не накрываю) и оставляю на полчаса-час. Основное, не забыть на долгое время, в противном случае вода в бане выпарится и наружная посудина будет обгорать. Но это на газу, а на современной электроплите по большому счету безопасно.

За час кака осядет, а что не осядет, микровзвесь, она точно мягкая и угрозы для цепи не воображает. Выключаем, даем нормально остыть. Осевшая кака разделится на две фракции.

Тяжелая фракция осядет в воде. Это частички металла, песка, глины, толчёного рога и цемента тиранозавра — сливаем воду, протираем дно. А в нижнем слое застывшего парафина скопится легкая фракция, которая тонет в парафине, но не тонет в воде. Данный узкий слой возможно соскоблить ножом (а стружку сохранить на тёмный сутки, в случае если месторождения парафина от вас на большом растоянии, и добывать его сложно).

И все дела.

Это я обрисовал первый (и единственный до тех пор пока что) собственный опыт по очистке парафина. Следующий раз кроме того и не знаю, в то время, когда затеюсь — рабочий кусок фактически чистый, и имеется еще два раза по столько же свежего. Возможно так как когда-нибудь позже все три порции сходу почистить — нескоро это будет.

Либо тупо сложить в сарай и еще приобрести свежего — эти 800 граммов обошлись мне в 140 рублей. А иначе, эта чистка делается походя, хлопот не больше, чем чаю заварить.

И с третьей стороны. Вот наблюдаю на данный момент на данный фактически чистый кусок, а в нем так как по окончании очистки сварено две цепи. Но эти цепи прополаскивались в бензине, как обрисовано выше. А если бы тогда на улице был ливень, я б и не стал с помывкой затеваться — сварил бы так. И был бы данный кусок хоть и серым, но в полной мере пригодным для дела.

Исходя из этого я и считаю полоскание перед варкой задачей скорее эстетической.

Кстати, перед очередной варкой невредно сперва вынуть застывший парафин и протереть бумажкой дно, точно в том месте что-то осело с прошлого раза.

Далеко от дома

Что делать, в случае если необходимо ехать дальше, чем покатушка на денек? Либо в то время, когда забыл поменять цепь, и она запищала в пути?

Во-первых, не расстраиваться. Данный писк совсем не тот звук, что вы слышали на пересохшей «масляной» цепи. Это попискивание чистого металла, а не той мерзкой скрипучей смеси абразива с окалиной, что издает неприятный громкий свист.

Он значительно тише и ласковее, что ли.

Во-вторых, и это не только мой опыт, попискивание может показаться и вскорости пропасть на долгое время, опять проявиться и опять провалиться сквозь землю. Я намерено проделал опыт на последней цепи. Начала она иногда попискивать еще 55 километров назад (а перед этим прошла 300), и по сей день вот совсем не пищит — последние километров 5-7.

В-третьих, ничто так как не мешает смазать цепь маслом, как мазали раньше. Ну будет позже первый пробег укороченным, поразмыслишь. Парафин загрязнится посильнее.

Разве это неприятность?

А значительно лучше забрать мало свежего парафина и растворить его в чистом бензине «калоша». Окажется близкий аналог забугорных чудо-смазок, стоящих много денег, но фактически безвозмездно. Сам еще не пробовал, не было потребности, но народ говорит, вариант рабочий.

Отечественный народ, местный, кого знаю лично, а не по интернетам.

Если не торопиться и разрешить подсохнуть, приобретаем в зазорах отвердевший парафин и чистую цепь, которую не требуется протирать по окончании смазки и на которую не налипает грязь. Наряду с этим теряем серьёзный профит — интенсивную промывку зазоров — но для «нормально доехать до дома» этого в полной мере достаточно.

Имеется кое-какие нюансы по разбодяживанию и потреблению, но это уже тема второй статьи. К тому же, личного опыта у меня еще нет, а пересказывать не желаю, просматривайте сами по ссылкам.

О звуках

Парафин — жёсткая смазка, и цепь, смазанная парафином, при работе стрекочет. По крайней мере, многоскоростная, у которой ролики вольно болтаются. Если не осознали, о чем я, заберите пинцет и пошатайте их.

При набегании на зуб звездочки ролик со щелчком прижмется к кольцевым выступам на щечках — серия щелчков и имеется стрекотание цепи.

В то время, когда вы мазали цепь маслом, оно хлюпало в брюшке ролика и сглаживало звук. Особенно нахватавшись песочка и пыли — хорошая мягкая подушка. А парафин — «подушка» твёрдая, щелчок только мало смягчает. Исходя из этого стрекотание должно быть и будет, и не нужно на него обращать внимания. Это не такое стрекотание, что по пересохшей нечистой корке — оно звучит не так сухо.

Данный звук не есть показателем истощения смазки, как на масле, к этому необходимо. Показателем выработки парафина есть не стрекотание, а попискивание.

И данный звук также не таков, как на сухой цепи. Это как раз попискивание, а не тот резкий неприятный свист, практически визг песочка по обнажённому металлу. Другими словами, смазывать-то уже пора как бы, но далеко не полный караул.

Тем более, что оно, попискивание, может и пропасть на время.

Рабочее стрекотание звучит так. Первые километры его по большому счету не слышно при езде, весьма негромкое. Позже излишки парафина выдавливаются, и цепь начинает мягко стрекотать. Данный звук не изменяется практически до самого финиша пробега.

Ближе к концу, последние 20-50 км звук делается заметно громче и как бы «суше». И лишь позже появляется первое попискивание. В случае если у вас хороший слух, это более твёрдое стрекотание послужит хорошей подсказкой о своевременной смене цепи.

И по большому счету: металл изнашивается не от звуков. Смесь абразивного порошка с маслом точит его фактически очень тихо! Легко учитывайте эти трансформации в звуковой картине, и не волнуйтесь.

Вы скоро к ним привыкните.

ССЫЛКИ

Громадная тема на форуме «Харьков Турист»:

«Цепь. О парафине и других жёстких смазках»

Опыт по измерению износа цепи

Отчеты по очистке парафина с картинами

Опыт с добавлением солидола (для морозной погоды)

О верном разбодяживании парафина (жидкая смазка)

Приятного вам парафинирования!

p

Отзыв цепь в парафине

Темы которые будут Вам интересны: