Езда на велосипеде против ветра
Один из законов Мерфи гласит: «Независимо от того, куда вы едете на велосипеде, это в гору или против ветра». Начинающие велосипедисты очень не любят эти вещи, потому что они мешают получать им удовольствие от катания.
А ведь на самом деле — это замечательная возможность потренироваться в естественных условиях, как это можно не любить? ??
Я уже писал статью о том, как заезжать в горки на велосипеде, теперь поговорим, как правильно ездить на велике против ветра. Самое главное в этом деле — не насиловать себя и не пытаться выдержать темп.
Контроль темпа
Мой основной совет может показаться несколько странным — против ветра нужно ехать немного медленнее, чем кажется нормальным. Мне это в своё время посоветовал гонщик-любитель, и вот о чем идет речь. Например, вы чувствуете, что против ветра можете довольно бодро ехать 20 км/ч.
Тем не менее, нужно скинуть до 17-18, иначе в течении быстрого времени устанешь.
Причина в том, что крутить вроде бы и легко, но давление ветра постоянное, и вы не можете даже чуть-чуть передохнуть, двигаясь накатом. Это похоже на езду в затяжной тягунок — сначала кажется, что сможешь вкручивать в таком темпе хоть целый день, а к вершине уже ощущаешь себя вымотавшимся.
Поэтому, против сильного ветра просто скиньте на одну передачу пониже, и следите за пульсом, он должен быть в середине аэробной зоны. Попробуйте, это реально помогает ехать в таких условиях не один час и чувствовать себя нормально.
Подбор передачи
На мой взгляд, меньше устаешь, если при езде против сильного ветра соблюдаешь предыдущее правило и подбираешь каденс немного меньший, чем обычно. В сочетании с правильно выбранной скоростью этот прием позволяет слегка снизить пульс.
Легче всего найти нужный каденс на шоссейной кассете с её сближенными передачами, там разница в количестве зубьев на звездах буквально 1-2, и это дает возможность подобрать идеальную передачу для нужной скорости и каденса.
Я вообще рекомендую ставить шоссейную кассету на гибриды или даже mtb, если вы катаете по асфальту. Кассеты для шоссера и для горного байка взаимозаменяемы, поэтому сделать замену очень просто.
Велосипедная одежда
Аэродинамика — всему голова, и тут не поспоришь с тем, что развевающаяся на ветру одежда вносит своё отрицательное влияние. Катить в облегающей велоодежде гораздо приятнее, но я бы советовал идти дальше — купить компрессионную одежду.
В компрессионке чувствуешь себя этаким монолитом, который легко разрезает встречный ветер. Не могу сказать точно, самовнушение это или нет, но велосипедную часть триатлона и гонки с раздельным стартом ездят в компрессионных комбинезонах, наверно неспроста.
В разделках, чтобы выжать максимум, используют еще и аэродинамические шлемы, но полагаю, вам такое в обычных покатушках не понадобится.
Аэродинамика и использование лежака
Есть такая штука, называется в просторечии лежак — две палки на руле с площадками, куда велосипедист ставит свои локти. При этом спина оказывается практически параллельна земле, аэродинамика возрастает в разы.
Двигаться против ветра на лежаке — одно удовольствие, но есть пара сложностей. Во-первых, держась за палки лежака очень сложно управлять велосипедом, и не стоит им пользоваться, если едете по узкой обочине. Ударит потоком воздуха от фуры, и не успеете вырулить. Из-за этого же нельзя ехать на лежаке в группе — устроивших завал по этой причине долго и с удовольствием бьют. ??
Во-вторых, ехать долго, согнувшись буквой зю не так приятно — сдавливается диафрагма, а если у вас еще и лишний вес, то вообще, не особо подышишь. Лежак хорош, чтобы на него прилечь, проехать участок со встречным ветром, дать отдохнуть спине и плечам, но для постоянного использования он не подходит.
Другим способом снизить лобовое сопротивление является установка рогов в центр руля. Держась за рога, вы выдвигаете корпус, наклоняя его вперед, плечи опускаются, локти прижимаются к туловищу — аэродинамика велосипедиста улучшается.
В отличии от лежака, катить на рогах можно долго и это довольно безопасно — руль легко перехватывается. Если в вашей местности часто бывает сильный ветер, то могу порекомендовать длинные изогнутые рога в центре руля.
Езда в группе на колесе
Катать на колесе — это вообще крайне полезная и распространенная тактика велосипедных групп, а при встречном ветре это помогает сохранить много сил, почти не снижая темпа. Смысл — ехать друг за другом как можно ближе, колесо в колесо, дистанция не больше 10 сантиметров. Сначала это выглядит пугающе, но со временем происходит адаптация и начинаешь чувствовать дорогу и сокатальцев.
Тактика проста — лидер вваливает на полную катушку, а группа за его широкой спиной находится в аэродинамической тени и катит, расходуя процентов на 30-40 меньше энергии, чем обычно. Когда лидер чувствует, что начинает уставать, то он уходит в хвост группы, а на его месте оказывается второй, потом третий, и так далее. Длительность выхода на смену зависит от физических кондиций.
Здесь есть маленькая хитрость — по неопытности лидер, уходя со смены, перестает крутить педали или даже подтомаживает, чтобы оказаться в хвосте. Но если группа валит бодро, то он может «зевнуть» и вывалиться с колеса последнего участника. Тогда ему придется добирать свою же группу, вместо отдыха.
Поэтому, нужно просто сдвинуться в сторону, не прекращая педалировать, потихоньку пропустить группу вперед, и тут же, зацепиться за колесо последнего.
____________________________________________________
А вообще, я не могу не согласится с тем, что сильный встречный ветер — это довольно противная штука. Даже если исключить физическую составляющую, остается психологическая — меня, например, сильно напрягает свистящий в ушах ветер.
Я помню, как мы ехали через всю Португалию, с юга на север. Как оказалось, летом там дуют превалирующие ветра, и мы целый месяц, каждый божий день выгребали против приличного ветра. Эмоционально это сильно давит, вызывает агрессию. Короче, лучше ехать по ветру. ??
Я еще заметил, что ветер может быть разный — иногда он довольно сильный, но почему-то катится против него замечательно, а иногда — слабенький ветерок, а как будто упираешься в вату, устаешь мгновенно. Я не знаю, с чем это связано, может быть, с атмосферным давлением? Если кто знает — скажите в комментах.
Уважаемые читатели — как вы относитесь к езде против ветра, считаете ли это хорошей тренировкой или предпочитаете получать удовольствие от попутного ветра?