Геометрия рамы велосипеда
Геометрия рамы — один из самые важных параметров в велосипеде. Рама — самый ответственный элемент в велосипеде и от её параметров и формы зависят ваши будущие удачи. При проектировании рам в её форму вкладываются не только дизайнерские ответы, но и сложнейшие математические расчёты, от которых зависит как прочность, так и своеобразные характеристики велосипеда.
Велосипедисту хоть и не обязательно разбираться в тригонометрии, но знать за что отвечают разные параметры в раме он обязан.
Геометрия рамы воздействует на следующие чертей велосипеда:
- Безопасность — возможно самый ответственный параметр. Прежде всего зависит от размера рамы. Весьма серьёзен при эксплуатации велосипеда в экстремальных условиях, к примеру при катании по пересеченной местности. Но и в простых условиях муниципальных покатушек, видятся обстановке, при которых геометрия рамы может сыграть громадную роль в обеспечении безопасности велосипедиста;
- Накат, динамика — от этого параметра зависят энергозатраты на преодоление расстояния. Весьма серьёзен при катании на долгие расстояния;
- Устойчивость — чем лучше, тем легче ехать на велосипеде. Несёт ответственность за возможность удержать траекторию перемещения, при действии окружающих факторов (нехорошая дорога, ветер и т.д.);
- Маневренность — параметр разрешает проходить сложные маршруты за минимальное время и с минимальными энергозатратами. Вторыми словами разрешает проходить повороты по мелкому радиусу.
- Распределение веса, равномерность — параметр воздействующий на пропорциональность распределения веса между передним и задним колесом, при перемещении под различными углами. Ответствен при для туристов, каковые нагружают заднее колесо тяжёлыми портфелями;
- Прочность — параметр воздействует на свойство рамы выдерживать нагрузки.
Запрещено создать универсальный велосипед, подходящий для всех, поскольку перечисленные параметры взаимосвязаны между собой. В случае если мы будем улучшать один из параметров, второй будет ухудшаться. Основная задача производителей подобрать лучшее сочетание параметров для разных велосипедных дисциплин, а вам остаётся лишь подобрать, из огромного разнообразия предложений, ту раму, которая соответствует вашим потребностям.
Геометрия рамы
На рисунке изображены разнообразные параметры, воздействующие на возможности рамы. Эти параметры обязан предоставлять любой производитель в документах к продукту либо на сайте. Кто-то выкладывает все, кто-то лишь нужные части. Я попытаюсь обрисовать, на что воздействуют все длины и углы в геометрии рамы велосипеда:
- S/T c-t — расстояние от центра каретки до подседельного зажима. Воздействует на размер рамы, параметр на что прежде всего нужно обращать внимание при выборе рамы. Чем меньше это расстояние, тем тверже кареточный узел, при нажатии на педаль рама меньше деформируется. Возрастает Безопасность, поскольку верхняя труба рамы проходит ниже, значительно уменьшается опасность удара о неё. Но наряду с этим возрастает протяженность подседельного штыря, что может привести к его поломке;
- W/B — колёсная база велосипеда, расстояние между осями переднего и заднего колеса. Воздействует на Манёвренность и Устойчивость велосипеда. Чем дольше база велосипеда, тем больший радиус нужен ему для поворота, соответственно ниже манёвренность, но тем больше устойчивость;
- S/T ang. — угол между подседельной трубой рамы и её горизонталью. Чем он больше, тем более вертикальное положение принимает подседельный штырь. Воздействует на удобство при педалировании, рассчитывается из размера рамы и в большинстве случаев равен 73 градусам. Кое-какие компании пробуют его изменять для более верного распределения веса в зависимости от стиля катания. При уменьшении угла, возрастает нагрузка на заднее колесо (улучшается сцепление с дорогой), посадка вытягивается. Педалирование делается более неудобным, а при перемещении в гору имеется возможность перевернуться. Самое основное данный угол теряет значение при, в то время, когда велосипедист педалирует стоя;
- T/T h — расстояние от центра рулевого стакана до центра подседельной трубы. Чем меньше это расстояние, тем более вертикальная посадка будет у велосипедиста, соответственно более комфортная. База велосипеда наряду с этим кроме этого значительно уменьшается, а распределение нагрузки возрастает в сторону переднего колеса. Но при педалировании стоя, в лучшем случае, колени будут задевать руль, а в нехорошем по большому счету станет нереально так ехать. Особенно в случае если это расстояние уменьшено за счет повышения S/T ang. (угла подседельного штыря). При езде в гору, стоя из-за уменьшения данной длины понижается нагрузка на заднее колесо, ухудшается динамика, рулить при нагруженном переднем колесе делается сложнее. Вследствие этого на шоссейных велосипедах эту длину длину стараются сделать больше (причем не за счет угла S/T ang.), что разрешает спортсменам лучше педалировать стоя в гору — это залог победы в соревнованиях;
- T/T a — протяженность верхней трубы рамы. Чем больше она отличается от T/T h тем ниже она опущена. Кое-какие производители не показывают данный параметр, либо заменяют его на угол наклона верхней трубы;
- H/T — высота рулевого стакана. От этого параметра зависит то, как рама нужного размера подходит для вас (особенно при выборе мелких размеров). Так как протяженность вилок для всех размеров рам однообразная, а для повышения безопасности нужно делать раму как возможно ниже, получается, что этого возможно добиться лишь уменьшением параметров S/T c-t и высоты стакана. Так что выбирая велосипед мелкого размера обратите внимание, дабы высота стакана была минимальной;
- H/T ang. — угол между горизонталью рамы и вилкой. Чем больше данный угол, тем более вертикальный наклон у вилки. Данный параметр воздействует фактически на всё:
- Устойчивость — чем меньше угол, тем больше база велосипеда. При вращении руля возрастает момент, возвращающий в вертикальное положение велосипед. Значительно уменьшается возможность заноса переднего колеса;
- Маневренность — при повышении угла, значительно уменьшается база велосипеда. Велосипед легче проходит повороты, стиль езды делается более агрессивным;
- Накат, динамика — при повышении угла, значительно уменьшается тормозящий момент при кручении руля и амортизационная вилка меньше трудится в вертикальной положении;
- Безопасность — чем меньше угол, тем лучше велосипед держит дорогу. Ниже опускается рулевая труба и ниже делается рама. Вилка лучше реагирует на ухабы и значительно уменьшается опасность перелететь через руль;
- Равномерность распределения веса — чем больше угол, тем меньшая нагрузка идёт на переднее колесо;
- Прочность рамы — чем больше угол, тем больше нагрузки идет на раму и меньше на вилку, и напротив.
Два примера:
Для шоссейного велосипеда на первом месте стоит скорость, накатистость и КПД — угол вилки равен 73-74 градуса;
В велосипеде для даун-хилла ответственна большая устойчивость, четкость при прохождении виражей, безопасность — угол вилки равен 62-64 градуса.
- F/L — протяженность вилки велосипеда. Фактически у всех вилок однообразная;
- B/B — зазор между горизонталью рамы и центром каретки. Чем ниже находится каретка, тем ниже центр тяжести, тем легче ехать на велосипеде. Но появляется опасность задеть педалью за кочку, понижается безопасность;
- C/S — протяженность пера рамы, воздействует на распределение веса. Чем меньше перо, тем лучше динамика (независимо от того, стоя либо сидя педалирует велосипедист) и сцепление заднего колеса с дорогой. Но при перевозке грузов на велосипеде с маленькими перьями появляется опасность перевернуться на подъёме;
- F/R — зазор между осью вращения вилки и осью колеса. Несёт ответственность за возврат колеса в начальное положение за счет энергии поступательного перемещения. Чем больше, тем легче ехать без рук. Однообразное фактически для всех вилок.
К подбору рамы направляться особенно пристально доходить к её геометрии. Это та база, которая разрешит вам получать отличных показателей в выбранной дисциплине.