История планетарных втулок

Перед как попасть на велосипеды, планетарные втулки употреблялись на трёхколёсных велосипедах. Патент на планетарную велосипедную втулку датируется серединой 1880-х годов. Первый патент на компактную планетарную втулку был предоставлен в 1895 году американским механиком Сьюардом Томасом Джонсоном из Ноблсвиллав США. В данной втулке было всего две скорости.

Она не была коммерчески успешной.

В 1896 Уильям Рейли из Салфорда в Англии запатентовал двухскоростную втулку. Она начала выпускаться во второй половине 90-ых годов XIX века называющиеся «втулка». Она стала громадным достижением в велосипедной индустрии и выпускалась ещё много лет.

Многим понравилась практичность компактной планетарной втулки.

В 1902 году Рейли сконструировал 3-скоростную планетарную втулку. Он прекратил сотрудничество с производителем «втулки» и дал им интеллектуальные права на планетарные втулки. Дабы обойти проблему с патентом, сотрудник Рейли — Джеймс Арчер приобрёл патент на 3-скоростную втулку.

Тем временем видный изобретатель и английский журналист Генри Стармей кроме этого изобрёл собственную 3-скоростную втулку. В 1903 году аккумуляторная Боуден, директор велосипедной компании Raleigh, создал Three-Speed Gear Syndicate и приобрёл права на обе 3-скоростные втулки Reilly/Archer и Sturmey. Втулка Рейли выпускалась как первая 3-скоростная втулка Sturmey Archer.

История планетарных втулок

Двухскоростная планетарная втулка Fichtel Sachs Torpedo, выпускавшаяся в 1904 — 1954 годах.

В 1902 году Майкл Педерсен, производивший велосипеды Dursley Pedersen, запатентовал 3-скоростную втулку. Она начала выпускаться в 1903 году. Эта втулка была основана на принципе «контрпривода» с необыкновенной планетарной передачей, в которой вместо зубчатого колеса употреблялась вторая солнечная шестерня.

В 1904 году компания FichtelSachs (Германия, Швайнфурт) выпустила втулку под лицензией Wanderer. Так до 1909 года на британском рынке было доступно 14 различных 3-скоростных планетарных втулок.

К 1930-му году планетарные втулки употреблялись на велосипедах в мире. Они были особенно популярны в Англии, Нидерландах, немецкоговорящих Скандинавии и странах. Начиная с 1970-х годов они потеряли популярность в англоговорящих государствах.

Но во многих государствах северной Европы, где велосипеды всегда использовались в качестве повседневного транспорта, а не только для отдыха и спорта, планетарные втулки всё ещё обширно употреблялись. Показались более недорогие и замечательные (но менее надёжные) хорошие тумблеры скоростей, предлагавшие широкий диапазон передач.

Во второй половине 80-ых годов XX века Sturmey-Archer создавали лишь 3- и 5-скоростные втулки,FichtelSachs и Shimano — лишь 2- и 3-скоростные втулки. В том же году была издана первая книга (кроме инструкции по техобслуживанию), посвящённая 80 годам истории планетарных втулок. С того времени отмечается медленный но неуклонный рост интереса к планетарным втулкам, что отыскало отражении в повышении дешёвого диапазона втулок.

В 1995 году Sachs представила Elan, первую планетарную втулку с 12 скоростями и неспециализированным передаточным диапазоном 339%. Тремя годами позднее Rohloff вышла на рынок с планетарной втулкой на 14 передач Speedhub 500/14 с неспециализированным диапазоном 526%, сравнимым с 27 скоростными хорошими совокупностями переключения передач. Она была достаточно надёжная и лёгкая. Это единственная втулка, которая может устанавливаться на горные велосипеды наравне с дерайлерами.

В 2007 году NuVinci запустила в производство бесступенчатую ?-скоростную втулку (велосипедный вариатор), предназначенную для ежедневных поездок на работу, с неспециализированным диапазоном примерно 350%.

На 2008 год Sturmey-Archer создавала 3-, 5- и 8-скоростные втулки, SRAM (наследник FichtelSachs) создавала3-, 5-, 7- и 9-скоростные, Shimano создавала 3-, 7- и 8-скоростные. В феврале 2010 года Shimano официально представила 11-скоростную модель Shimano Alfine 700.

Не смотря на то, что на большинстве планетарных втулок употребляется одна задняя звёздочка, в совокупностях SRAM Dual Drive скомбинирована планетарная втулка с задним дерайлером. Тем самым получается трансмиссия широкого диапазона, сосредоточенная на заднем колесе. В 2010 году Canyon представила гибридную втулку 1442, в которой использоваласьпохожая комбинация планетарной передачи и дерайлера.

У Brompton Bicycle была собственная гибридная комбинация особой втулки Sturmey-Archer широкого диапазона с двухскоростным дерайлером — «BWR» (Brompton Wide Ratio). Совокупность ориентирована на складные велосипеды, в которых сложный передний дерайлер может загрязнить складной механизм велосипеда, велосипеды с горизонтальной посадкой и велосипеды для перевозки грузов, в которых мелкие колёса и / либо увеличенный вес требует широкого диапазона передачс мелкими шагами). В прошлом планетарные втулкитакже употреблялись на мотоциклах,на данный момент они фактически не употребляются.

История выпуска первых моделей производителями:

  • 1902 год, Sturmey Archer (Англия) — 3-скоростная втулка с диапазоном 145%.
  • 1907 год, FichtelSachs (Germany) — 2-скоростная Doppel-Torpedo.
  • 1995 год, Shimano — 7-скоростная Nexus Inter 7 с диапазоном 244%.
  • 1997 год, SRAM купила (Fichtel) Sachs.
  • 1998 год, Rollhoff AG (Германия) — 14-скоростная Speedhub 500/14 с диапазоном 526%.
  • 2009 год, Brompton (England) — 3-скоростная BWR с диапазоном 246%.

Планетарная втулка

Темы которые будут Вам интересны: