Категории сложности маршрутов в велотуризме
Во многих документациях имеются ссылки на разные категории маршрутов велотуризма. В частности это нужно знать для сдачи норматива, на какой или значок либо звание. В данной статье я попытаюсь дать ответ на вопрос, что же такое категория сложности маршрута и как её посчитать!
Вопрос данный очень сложен и продолжительное время останется таковым. Вариантов подсчёта сложностей маршрута масса! До сих пор идут активные дебаты, при прокладке того либо иного маршрута: «а какую ему дать сложность?».
Особенно это относится самых сложных IV и V категорий сложности велопохода. Так как тяжело проложить маршрут таковой сложности и наряду с этим остаться в рамках ВЕЛОпохода, а не какого именно или другого похода.
И без того начнём!
Принято рассчитывать сложность маршрута по трём главным показателям:
1) Минимальная длительность похода;
2) Длительность похода;
3) Количество, разнообразие и характер препятствий на маршруте.
Как вы уже додумались, главные споры идут как раз по третьему пункту. В третьем пункте ведётся обращение о: труднопроезжие участки грунтовых дорог и троп (заросшие травой, перегороженные упавшими деревьями, увлажнённые, заболоченные, песчаные, каменистые), горные дороги, переправы и тропы, спуски и крутые подъёмы, броды, наледи и другие природные явления, и покрытия дорог, неудобные для велосипеда (булыжник, большой щебень и т.д.). Помимо этого, учитывается населённость района, развитие дорожной сети, высота местности над уровнем моря, трудности ориентирования и т.д.
Категории сложности по протяжённости и длительности маршрута
Категории сложности походов |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Длительность походов в днях (не меньше) |
6 |
8 |
10 |
13 |
15 |
Протяжённость маршрутов в км. (не меньше) |
400 |
500 |
650 |
800 |
1000 |
В восьмидесятых годах была принята методика объективной оценки маршрутов в зависимости от характера дорог и рельефа местности.
В соответствии с ей, маршрут I категории сложности, самой массовой, возможно проложить по дорогам с жёстким покрытием, громадных перепадов высот, наряду с этим туристы должны проехать не меньше 400 км. (в 80-ых годах – 250 км.) и как минимум несколько раз переночевать в поле.
Маршрут II категории сложности проходит по слабопересечённой местности от 200 до 600 м. над уровнем моря или имеет не меньше 20% песчано-гравийных дорог.
Маршрут III категории сложности проходит по среднепересечённой местности и имеет 2-3 перевала высотой от 600 до 1000 м. над уровнем моря, или не меньше 40% маршрута должны быть проложены по песчано-гравийным и грунтовым дорогам, а также труднопроезжим, по лесным тропам.
Маршрут IV категории сложности проходит по горной местности и имеет не меньше десяти перевалов высотой до 1000 м. над уровнем моря, или 4-6 перевалов высотой от 1000 до 2500 м. над уровнем моря, или два перевала высотой 2500 – 3500 м., или один перевал на горной тропе и 2 – 3 автодорожных перевала. Данный маршрут возможно проложен в тундре, по пустынной, таёжной пустынной местности, причём не меньше 40% маршрута должны проходить по естественным полевым, тропам и лесным дорогам, а также труднопроезжим.
Маршрут V категории сложности прокладывают как правило по горной местности. Он обязан включить 5 – 6 перевалов высотой 3000 – 5000 м. над уровнем моря или не меньше одного перевала по горной тропе и 2 – 3 автодорожных перевала высотой 3000 – 4000 м. над уровнем моря. Маршрут возможно в тундре, пустыне, тайге в пустынной местности, причём не меньше 60% маршрута должны пройти по естественным тропам и грунтовым дорогам с труднопроезжими заболоченными участками, бродами, завалами, осыпями и другими естественными препятствиями.
При планировании похода нужно учесть что количество днёвок не должно быть больше 20% от общей длительности похода.
Протяжённость маршрута возможно уменьшена довольно нормативной (в большинстве случаев, не более, чем на 25%) при существовании на маршруте увеличенного количества препятствий, определяющих категорию сложности похода. Расстояния в кольцевых походах засчитываются всецело, а в линейных лишь в одном направлении.
Так же было решено присвоить максимально допустимые категории сложности похода к определённым географическим территориям. К примеру, в Прибалтике возможно проложить маршрут II категории сложности максимум, в Центральной России, Белоруссии, Молдавии, на Украине большая сложность маршрута III категории сложности (лишь в Карпатах вероятен маршрут IV категории сложности). В Западной Сибири максимальная – IV категория сложности.
В остальных географических районах отечественной необъятной отчизны (Кавказ, Средняя Азия, и Казахстан, восток и север европейской части России, Урал, Алтай, Дальний Восток и Восточная Сибирь) допустима большая V категория сложности маршрутов.
Но споры не утихают и как следствие предложена экспериментальная совокупность требований к маршрутам, впредь до прибавления VI категории сложности:
Кат. Сложн. Похода |
Длительность похода, дни |
Протяж. Маршрута, Км. |
Преодоления препятствий на равнинах |
Преодоления препятствий в горах |
|
Мин |
Макс |
||||
I |
6 |
8 |
250 |
не меньше 50 км. грунтовых дорог |
Суммарный комплект высоты не меньше 1000 м. |
II |
8 |
10 |
330 |
не меньше 80 км. грунтовых дорог |
Суммарный комплект высоты не меньше 1600 м. |
III |
10 |
12 |
400 |
не меньше 200 км. грунтовых дорог и лесных троп |
Суммарный комплект высоты не меньше 3000 м. |
IV |
13 |
15 |
500 |
не меньше 300 км. грунтовых, полевых и лесных дорог, троп и бездорож. в малонасёл. пунктах. |
Суммарный комплект высоты не меньше 6500 м. |
V |
16 |
19 |
600 |
не меньше 450 км. по труднопроход. И песчаным либо заболоч. уч. С наведением и преодолением брода не меньше одной переправы |
Суммарный комплект высоты не меньше 10000 м. |
VI |
20 |
24 |
720 |
Не проводится |
не меньше 14000 м. |
В данной статье были обрисованы определённые рамки категорирования велопоходов, так сообщить, для тех, кто не желает «заморачиваться». Имеется методика расчета категории сложности велосипедных маршрутов которая учитывает все нюансы грядущего велопохода, разрешающая самый совершенно верно и лично выяснить категорию сложности грядущего велопохода. О ней в статье Методика категорирования велосипедных маршрутов.