Планетарная втулка
Фактически любой современный велосипед оборудован многоступечатой трансмиссией. Хорошей схемой принято вычислять внешний тип переключения — в то время, когда на заднем колесе у вас от 5 до 11 звезд(кассета) и 2-3 звезды в первых рядах и переключение между звездами осуществляется посредством особых перекидывающих устройств. Но в данной статье мы разглядим вариант внутреннего переключения передач — планетарнаявтулка.
Наименование «планетарные» втулки взяли за собственные конструктивные изюминки. Сверхсложный механизм, состоящий более чем из 40 подробностей, вправду напоминает планеты нашей системы, вращающиеся по определенной траектории.
История
Внутреннее переключение передач намного старше внешнего. Пионером в области создания многоскоростных втулок стала британская компания Sturmey-Archer. Первые 2- и 3-скоростные втулки Sturmey-Archer выпустила ещё в 1902 году.
Всего на пара лет отстала германская компания Sachs, выпустившая подобные втулки в 1904 году. А уже в 1914 г. было реализовано более чем 833 000 шт. В 1943 г. 67% производственных площадей компании на европейской территории были уничтожены, и Sachs пребывала на грани банкротства.
Не обращая внимания на это в конце 1945 г. производство было восстановлено. В послевоенные годы в компании много раз происходили изменения структуры, а во второй половине 90-ых годов двадцатого века корпорация SRAM купила компанию Sachs Bicycle Components и инвестировала свыше миллиона долларов на развитие этого направления.
Производители
На сегодня на рынке присутствуют втулки по большей части трех производителей:
SRAM производит втулки с 3, 5, 7 передачами и внутренней тормозной совокупностью, и имеется вариант 3-5-7-скоростной втулки безтормозного типа и с тормозом роллерного типа. Сравнительно не так давно освоено производство втулки типа Dual-Drive 7х3 и 8×3 и 9х3, являющейся комбинацию из планетарной втулки на 3 передачи, на которой установлена кассета из 7/8/9 звезд. Хороший наружный тумблер, установленный на раме, перемещает цепь по звездам кассеты.
В итоге получается 7х3=21, 8х3=24, 9х3=27 сочетаний передач.
Компания Shimano производит похожий ассортимент в собственных сериях Shimano Nexus и Shimano Alfine каковые отличаются числом скоростей ну и соответственно ценой.
Но фаворитом по количеству передач, установленных на планетарную втулку есть германская компания ROHLOFF. Ею выпускаются разные варианты втулок на 14 передач (диапазон передаточных чисел — 526%). Это безтормозные втулки, имеющие герметичный корпус, выполненный из отличного алюминиевого сплава, в котором собран планетарный механизм переключения скоростей.
Конструкция втулки не требует обслуживания в течение всего срока работы. По сути единственным недочётом втулок данной компании есть цена. Втулка Rohloff Speedhub на 14 скоростей обойдется вам ни большое количество ни мало в кругленькую сумму около 1000€.
Преимущества планетарных втулок
1. Высокий диапазон передаточных чисел. Для сравнения — кассета и 42-32-22 набор звёзд 11-30 у внедорожного велосипеда, как нетрудно посчитать, имеют диапазон передаточных чисел 520%. Так для 7-скоростной втулки суммарный диапазон образовывает 303%.
Причем в случае если вычислять четвертую передачу за прямую (100%), то относительно нее имеется передачи пониженные (первая — 57%), и повышенные (седьмая –174%). Несложнее говоря, на велосипеде с таковой втулкой возможно удачно разогнаться как по шоссе, так и преодолеть бездорожье и крутой подъём.
2. Стремительное и правильное переключение передач с четкой фиксацией положения ручки тумблера. В отличие от механизмов с наружной совокупностью переключения передач, эта совокупность разрешает переключаться стоя на месте, не смотря на то, что конкретно переключение случится уже в движении.
3. Минимальное обслуживание. Как указано в инструкции по эксплуатации, втулка есть необслуживаемым компонентом. Единственное предупреждение сводится к тому, что при мойке велосипеда водой под сильным напором не нужно направлять струю на втулку.
В ходе эксплуатации, быть может, потребуется регулировка управляющего привода, в противном случае говоря, регулировка натяжения тросика, которому характерно растягиваться. Механизм втулки имеет пылевлагозащищенную конструкцию, но грязевые ванны все равно нежелательны. Обслуживание для того чтобы привода минимально и сводится к поддержанию в смазке и чистоте цепи.
4. Применение самой несложной и прочной цепи, как на простых дорожниках, которая трудится «напрямую» без перекосов, не перемещаясь по звездам, как при с наружным механизмом, и как следствие довольно высокий ресурс компонентов привода — передняя звезда/цепь/задняя звезда. Блок передних звезд упрощается до одной звезды, и отпадает необходимость в переднем тумблер и манетке.
5. Торможение ногами будет преимуществом, в случае если велосипедист пересаживается с простого дорожника — не нужно переучиваться тормозить. Не смотря на то, что направляться осознавать, что торможение лишь одним колесом неизменно менее действенно, чем двумя. В большинстве случаев, на таких велосипедах неизменно установлен передний ручной тормоз.
Но большинство по различным обстоятельствам им не пользуются. Исходя из этого мы и говорим о торможении лишь задним колесом, что в корне неверно (представьте автомобиль, у которого не трудятся тормоза передних колес). Одновременно с этим в разглядываемом случае об эффективности торможения возможно забыть, в случае если предполагается спокойная езда, без рывков и гонок.
В частности для таковой езды и предназначены велосипеды с планетарной втулкой и внутренним приводом.
Одновременно с этим самые высокоэффективными в смысле КПД являются втулки без внутреннего тормозного механизма. На моделях велосипедов с безтормозными планетарными втулками устанавливаются каждые ободные либо дисковые тормоза в зависимости от его назначения и класса велосипеда.
Но, как говорится, в каждой бочке меда найдется хоть и маленькая но ложка дегтя.
К недочётам возможно отнести:
1. Большая цена.
2. Большой вес (к примеру, 7-ск. тормозная втулка весит около 1700 г.).
3. Трение качения тормозной втулки если сравнивать с втулками свободного качения (безтормозные с наружным тумблером) выше. Эти обстоятельства не разрешают обширно использовать таковой привод в спортивных велосипедах, не смотря на то, что на данный момент показались сообщения о применении «планетарок» в гоночных моделях.
4. Конструкция втулки весьма сложная, и производитель настоятельно не рекомендует независимую разборку. Лучше доверить это эксперту. Справедливости для нужно подчернуть, что неисправности внутреннего механизма видятся очень редко, а ресурс втулок высок и превосходит ресурс многих компонентов и всего велосипеда в целом.
Итоги
Подводя итоги рассмотрению недостатков и достоинств планетарных втулок, напомним, что велосипеды, укомплектованные такими приводами, весьма популярны во многих европейских государствах — Германии, Голландии, Франции и др. Такая сверхпопулярность разъясняется в первую очередь развитой сетью дорог хорошего качества, широким применением велосипеда как транспортного средства, несравнимо более высокой покупательной свойством европейцев и, пожалуй, нежеланием лишний раз копается с обслуживанием техники. Не просто так львиная часть велосипедов, производимых европейскими производителями, такими как PANTHER WERKE, GAZELLE, ACCELL GROUP, STEVENS и многими вторыми, укомплектована приводами с планетарной втулкой.
На таком велосипеде предпочтительно прогулочное катание по парку, городу, проселочной дороге, поход умеренной сложности — словом, все, не считая экстрима и спорта.