Устройство и разновидности кареток для велосипеда
Содержание
- Конструкция каретки
- Типы элементов и кареток
- Выбор каретки
- Заключение
- Комментарии
Каретка велосипеда – один из узлов, без которого не обходится современный байк. Подобно ушам, хвосту и лапам, велосипед складывается из рамы, руля, отечественной «героини», трансмиссии и колёс. Это несложный узел, но к нему предъявляются весьма твёрдые требования по точности выполнения, надёжности и установке составляющих частей, потому для обслуживания жизненно принципиально важно знать устройство каретки.
Фактически, на этот узел приходится громадная нагрузка:
- силовая – энергия педалирования, полный вес велосипедиста при езды на педалях;
- абразивная – силовое действие, плюс нахождение узла близко к почва ведет к громадному риску попадания вовнутрь подшипников частиц грязи, каковые весьма скоро приведут к разрушению главных элементов подробности.
Конструкция каретки
Каретка на велосипед складывается из четырёх частей:
- Корпус – главная часть каретки, на которую крепятся подшипники, в каковые заводится ось, и на которой размещается чашка.
- Чашка – элемент для крепления устройства в стакане. В зависимости от типа и стандарта крепления, или запрессовывается, или особым образом вворачивается в раму.
- Ось каретки – подвижная часть, находящаяся в корпуса, которая может вольно вращаться. Заканчивается местами крепления шатунов. есть одним из источников типизации по типу шатунов.
- Шлицы либо места крепления шатунов.
К совокупности каретки возможно отнести место её крепления. Это элемент рамы, именуемый кареточным стаканом.
Так, каретка у велосипеда – достаточно простой и небольшой по размерам элемент, что, действительно, возможно достаточно высокотехнологичным и дорогим.
Картриджная компоновка с квадратным креплением шатунов
Типы элементов и кареток
Существует огромное количество видов и стандартов кареток. По большей части они подразделяются по таким параметрам:
- протяженность вала – она же протяженность оси, ответственна для педалей и положения системы, может варьироваться;
- протяженность корпуса – обязана соответствовать размерам стакана, но имеется возможность отклонения;
- тип резьбы – размеры резьбы для крепления в стакан. Варьироваться неимеетвозможности, нужно правильное соответствие;
- тип крепления шатунов – способ и размеры крепления шатунов совокупности к валу.Нужно полное совпадение.
История развития стандартов весьма увлекательна, потому как в ней видятся стандартизирующие организации, патентные споры и постоянное совершенствование конструкции.
Имеется разделение и по принципиальной конструкции.
Из чего состоит шатун педали велосипеда
По объединённости с совокупностью
- Интегрированные каретки для велосипедов составляют единое целое с совокупностью. Ось при таких условиях есть единым целым с одним из шатунов, что сокращает стоимость и вес, и повышает надёжность всей конструкции.
- Неинтегрированные модели – отдельный узел, что разрешает закреплять шатуны определённого типа.
- Большая часть моделей картриджные, т.е. подшипники составляют картридж, в которого они запрессованы заводским методом. Некартриджные каретки требуют постоянного обслуживания, поскольку возможностей попадания грязи вовнутрь узла намного больше.
По кареточному стакану
С резьбовой посадкой, под разные размеры:
- «Британская резьба»;
- 68 мм;
- 73 мм – распространён в MTB байках;
- 83 мм – в дисциплинах Trial и BMX;
- 100 мм – круизеры с широкой рамой;
- «Итальянская резьба» под стакан 70 мм – такое изделие легко отыскать в ветхих шоссейных велосипедах;
- «Французская резьба» – употреблялась в советских дорожных велосипедах.
Кареточный стакан
Press-fit, в противном случае – стандарт BB30 – совсем новый, но весьма перспективный. Подшипники запрессовываются в кареточный стакан, и в них продевается вал диаметром 30 мм, что увеличивает неспециализированную его надёжность и жёсткость узла. Этот стандарт разбивается по размерам кареток:
- BB30 – диаметр стакана 42 мм, ширина 62 мм для шоссейного и 73 мм для горного велосипеда;
- PF30 – диаметр стакана 46 мм, ширина 68 мм и 73 мм;
- Press-fit – модели под ось стандартных размеров (24 мм);
- BB90, BB95 – диаметр стакана 37 мм, ширина 90,5 либо 95,5 мм;
- BB86, BB92 – диаметр стакана 41 мм, ширина 86,5 либо 91,5 мм;
- BBright Direct Fit – диаметр стакана 42 мм, ширина 79 мм;
- BBright Press Fit – диаметр стакана 46 мм, ширина 79 мм;
- 386 EVO – внутренний диаметр 46 мм, ширина 86,5 мм.
Эксцентриковые устройства со смещённым креплением, каковые разрешают стремительную и эргономичную установку: велосипедная каретка проворачивается в стакане, затягивая цепь, а после этого фиксируется гайкой либо болтами. Такие устройства в большинстве случаев употребляются на велосипедах с фиксированной передачей либо планетарной втулкой, на серийных байках видятся весьма редко. Существует кроме этого пара размеров:
- Посадочный диаметр 54 мм;
- Стандарт 46 мм, под раму Press Fit 30, в большинстве случаев поставляется интегрировано с осью 24 мм;
- Стандарт BSA – с одноимённой резьбой, употребляется со особым полузвеном, разрешая смещать натяжение цепи.
Шлицевое соединение Howitzer для трюковых велосипедов
По креплению шатунов
- Квадрат (SQR) – обычный квадрат, весьма ветхая совокупность крепления, которая, но, достаточно неудобна – при нередкой разборке шатун разбалтывается, и при педалировании будет повреждать вал, приводя к необходимости замены по обстоятельству износа вала каретки, а не, как в большинстве случаев это не редкость, износа либо повреждения подшипников.
- Шлицевой – с несколькими стандартными размерами, разрешает избежать неприятностей квадратного сечения, не разрешая шатунам и валу разбалтываться относительно друг друга.
Шлицевых соединения множество предположений:
- Octalink – стандарт от Shimano для недорогих байков. Существует две поставки – Octalink v1 и Octalink v2;
- ISIS Drive – неспециализированный шлицевой стандарт для множества компаний. Главные производители – FSA, Truvativ, Race Face. Последняя компания была инициатором разработки стандарта из-за ограничений компании Shimano на Octalink;
- Hollowtech II – используется в интегрированных совокупностях Shimano большого уровня;
- Giga X Pipe (GXP) – альтернатива Holowtech II от Truvativ, Noir и Stylo;
- Howitzer – вариант, схожий с ISIS для экстремальных байков.
Выбор каретки
Кое-какие советы по выбору новой модели, в то время, когда каретке требуется замена либо ремонт. К примеру, в случае если показался люфт либо было получено физическое повреждение:
- Пристально смотреть за типом и размерами каретки.
- Определить из документации тип кареточного стакана.
- Из документации к заднему тумблеру определить chainline – линию цепи (на неё воздействует метод крепления шатунов к валу).
- Из документации по совокупности взять размеры стакана.
- В зависимости от типа переднего тумблера выбрать неинтегрированную модель.
Частенько вместе с новым девайсом нужно будет покупать специальный ключ для каретки, поскольку современные модели требуют неповторимого инструмента.
Разобранный узел
Заключение
Каретка в велосипеде – маленькой, но очень важный элемент конструкции, работа которого крайне важна для велосипедиста. Особенно серьёзен выбор модели для специалистов – от этого узла зависит набор шатунов, звёзд и переднего переключателя, каковые смогут быть кроме того круглыми. На практике мы сталкиваемся с интегрированными картриджными каретками для велосипеда, а иные типы – ответа для конкретных, значительно чаще спортивных, задач.