Велосипедная цепь. устройство, маркировка, ширина и правила подбора велоцепи

Велосипедная цепь. устройство, маркировка, ширина и правила подбора велоцепи

Мы начинаем серию статей о велосипедной цепи.

Сперва разгляди их типы и устройство, маркировку, конечно как верно подобрать ширину и длину цепи.

В следующих статьях будут рассмотрены вопросы износа цепи, как его измерить и уменьшить, как верно снимать велосипедную цепь (в помощью для того чтобы инструмента как выжимка цепи и без нее), и как и чем мыть и смазывать велоцепь (по окончании активных покатушек по грязи и мойки велосипеда, конечно при его подготовке к зимнему хранению).

Итак, начнем.

Велосипедная цепь – элемент трансмиссии, передающий силу ног велосипедиста на заднее колесо.

Она разрешает преобразовать мускульную силу человека в энергию перемещения и передает 95-98 процентов от упрочнений ног, прилагаемых к педалям.

Устройство велосипедной цепи и ее типы

Цепь складывается из звеньев. Каждое звено складывается из двух полузвеньев: внутреннего и внешнего. Полузвенья еще именуют «шагом цепи» и скрепляются между собой особым элементом – пином, на что наряжается ролик.

За ролик цепляется зубья звездочек.

Все велоцепи, не считая халфлинк (Half-Link), складываются из двух видов звеньев: внутренних и внешних.

У всех велосипедных цепей однообразный размер полного звена – один дюйм (25,4 мм) и, следовательно, одного полузвена в 1/2 либо 12,7 мм. Довольно часто полузвено именуют легко звеном

Это связано с однообразным шагом зубьев на всех звездочках. Удалять либо додавать возможно лишь по целому звену, т.е. длины велоцепей кратны дюйму.

Это не касается лишь халфлинк (Half-Link) цепей. У них возможно поменять по одному звену, протяженность которого 1/2 (12,7 мм.), что разрешает более совершенно верно подбирать размер цепи. Но об этом мы поболтаем ниже.

Ширины у цепей различные и зависят от её количества и типа звезд в кассете. Ширина велоцепи измеряется между пластинами внутреннего звена.

Цепи бывают нескольких типов 1. Цепь для односкоростных велосипедов (Single-speed)

Как видно из заглавия стоит на односкоростных городских велосипедах без переключения передач, на подростковых велосипедах и детских, конечно у велосипедов с планетарной втулкой. У этих велосипедов на заднем колесе одна звездочка, а переключение скоростей происходит в задней втулки.

Цепь на односкоростном велосипеде

Цепь на планетарной втулке

Single-speed цепь при грамотной эксплуатации фактически не изнашивается до полной «смерти» и «живет» столько же, сколько и сам велосипед. Это обусловлено тем, что цепь на односкоростном велосипеде является прямойлинию от передней к задней звезде и не испытывает нагрузок на поперечный изгиб как при с многоскоростными велосипедами.

Их изготавливают из более толстых и соответственно прочных и твёрдых пластин, подвергают термической и химической обработке для повышения износоустойчивости.

Обратите внимание, что зубцы односкоростных звезд захватывают звено цепи на всю высоту ролика и более прочно ее держат. Нагрузка на ролик равномерная и постоянная. Это одна из обстоятельств, из-за чего они фактически не растягивается, в отличие от многоскоростной велоцепи.

Ширина Single-speed (сингл-спид) цепи, измеряемое как расстояние между пластинами внутреннего звена, от 8.7 до 11.0 мм.

Кстати, эффективность педалирования на прямой цепи выше, чем на перекошенной многоскоростной – нет утрат энергии на преодоление трения, появляющееся при её изгибе.

2. Цепь для многоскоростных велосипедов

Многоскоростная велоцепь предназначена для велосипедов с переключением скоростей. Отличается от односкоростной наличием зазора между пластинами звена. Он разрешает цепи изгибаться вбок (см. на рисунке выше).

Еще они в большинстве случаев меньше по ширине, поскольку толщина звезд кассеты велосипедов с переключением скоростей меньше чем на односкоростных моделях.

Обратите внимание, что зубцы передних звёзд и звёзд кассеты на многоскоростных велосипедах захватывают звено цепи не на всю высоту ролика, а примерно на половину. Их зубцы ниже, поскольку цепь при переключении передач перескакивает с одной звезды на другую. Вследствие этого нагрузка на ролики цепи не такая равномерная, как на односкоростных моделях.

В статье «Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать» уже упоминалось о рекомендуемых и не рекомендуемых вариантах включения передач. Они обусловлены сильным перекосом цепи, что ведет к стремительному износу не только её самой, но и задних (на кассете) и передних (в совокупности) звезд. Приведем эти варианты еще раз:

Цепь многоскоростного велосипеда фактически постоянно имеет перекос, что снижает эффективность педалирования и ведет к износу элементов трансмиссии: цепи, задних звёзд и передних.

Так же как и прошлый тип складываются из внутренних и внешних звеньев.

3. Облегченные велосипедные цепи.

У них пустотелые пины и с перфорация в пластинах.

Они довольно часто легче собственных стандартных собратьев на 20-25 процентов, но и дороже при меньшей прочности. Употребляются велосипедистами, каковые борются за любой грамм лишнего веса. По большей части это гонщики.

В силу конструктивных изюминок такие велоцепи больше растягиваются и в целом не такие крепкие, как рассмотренные выше виды.

4. Велосипедные цепи Халфлинк (Half-link)

Цепи с одним повторяющимся звеном именуются Халфлинк цепи (по английски Half-link, где half — добрая половина, link — звено).

Тут особенность в том, что у них нет внутренних и внешних звеньев, а все звенья однообразные. Наряду с этим протяженность звена образовывает 1/2 (12,7 мм.). Их легче подгонять под нужную длину, т.к. возможно укорачивать по одному звену.

Но опыт эксплуатации говорит о том, что из-за изюминок конструкции, они чаще рвутся и посильнее растягиваются.

Как верно установить Half-link цепь на велосипед.

При замене Халфлинк цепи необходимо не забывать о направлении ее перемещения – широкая часть звена по направлению к рулю.

Замки велосипедной цепи

Цепи различных производителей отличаются типом соединения. Имеется цепи с соединительным звеном, а имеется без него. К примеру, велоцепи таких производителей как Shimano и Campagnolo идут без соединительного звена. SRAM и KMC напротив, создают цепи со особыми замковыми звеньями (SRAM PowerLink, KMC MissingLink).

С их помощью её значительно несложнее устанавливать и снимать с велосипеда.

В случае если на Вашем велосипеде установлена цепь без для того чтобы замка, то на данный момент в магазинах возможно приобрести раздельно замки и применять их у себя. Лишь выбирайте замок, подходящий по ширине как раз для Вашей цепи.

Замки односкоростных и многоскоростных цепей отличаются типом блокировки. В многоскоростной цепи заклепки фактически не должны выдаваться над боковыми пластинами. Замковое звено складывается из двух половинок, любая из которых – это щечка с запрессованным с одной стороны штифтом.

Такие замки разрешают ставить и снимать цепь без особого устройства, именуемым выжимкой цепи.

Из каких материалов изготавливают велосипедные цепи

Чёрта цепи, такие как долговечность, вес, прочность, коррозийная стойкость зависят от:

  • материала, из которого она изготовлена,
  • поверхностной термической и химической обработки,
  • от наличия особого напыления либо покрытия.

Изготавливают все цепи из разных марок сталей.

Визуально и ориентировочно о качестве цепи возможно делать выводы по ее цвету. Цепи довольно низкого качества имеют желтоватый отлив. В случае если боковые пластины тёмного цвета, то это черненый и вороненный металл, что уже лучше, но, в общем, то же низкий уровень качества.

Цепи среднего уровня белые и блестящие — это никелированные цепи. Самые отличные имеют матовый серый цвет.

Маркировка велосипедной цепи

Маркировка цепи содержит все информацию о ее геометрических параметрах.

В большинстве случаев она содержит 2-3 строки.

К примеру:

1/2 x 3/32 – 116 links

Pin length7,3 mm

Что означают цифры в маркировке цепи:

  1. 1/2 – Ход цепи. Полдюйма 12,7 мм. Как уже говорилось выше, он однообразен у всех велоцепей.
  2. 3/32” – Внутренняя ширина. Это расстояние между пластинами внутреннего звена. Оно напрямую связан с толщиной кассеты и звёзд системы. Конечно, что в случае если звезды широкие, то узкая цепь на них не сядет.

    В большинстве случаев эти размеры следующие:

    1/8 (3,18 мм) – это общепринятый стандарт цепей для синглспидов (односкоростные байки), Freestyle, BMX и байков с планетарной втулкой. К примеру: «Тяжмаш», «Ditton».

    3/16 (4,76 мм) – более ветхий стандарт цепей для односкоростных велосипедов

    3/32 (2,38 мм) – для кассет с 6, 7, 8-ю звездами. 6, 7, 8, 18, 21, 24 скорости.

    11/128 (2,18 мм)– для кассет с 9, 10 звездами.

  3. 116 Links – количество звеньев в цепи. О длине цепи более детально поведано в статье «Как верно выяснить натяг и длину велосипедной цепи»
  4. Pin length 7,3 mm. Это наружная ширина цепи либо протяженность пина. Он связан с расстояниями между звездами системы и кассеты. В случае если цепь шире, чем это расстояние, то соседняя звезда большего диаметра будет мешать цепи подняться на место при переключении передач.

Имеется еще таковой параметр как «Предел прочности на разрыв». К примеру, 820 кгс. Это значит, что для разрыва цепи, необходимо приложить силу, эквивалентную 820 кг.

Для стремительного перевода дробных либо десятичных долей дюйма в мм возможно воспользоваться соответствующими таблицами тут.

Ширина велосипедной цепи

Современные многоскоростные велосипеды имеют различное количество передач, зависящее от количества звезд как спереди в совокупности (ведущие звезды), так и позади в кассете (ведомые звезды). Чем больше звезд в кассете, тем меньше между ними расстояние и меньше ширина рамок переднего и заднего тумблеров скоростей. Для определения нужной ширины цепи необходимо знать количество звездочек на кассете.

Ширина многоскоростных цепей зависит от количества звезд в кассете и приведена в таблице:

О том, как верно подобрать длину велоцепи (какое количество в ней должно быть звеньев) для односкоростного велосипеда либо для модели с переключением передач поведано в статье Как верно выяснить длину велосипедной цепи.

Как верно выбрать велосипедную цепь?

В первую очередь, взглянуть на маркировку цепи, установленной на велосипеде и ищите подобную.

Маркировка цепей популярных производителей приведена на картине в таблице ниже. У цепей Campagnolo количество передач указано в заглавии в явном виде.

Производители определяю уровень качества собственных цепей маркировкой с цифрами и буквами. Чем выше число в маркировке, тем лучше уровень качества. Цепи КМС делают различной окраски— самые лучшие окрашиваются в золотой цвет.

Сейчас Shimano создавали цепи следующих типов:

  • Super narrow HG, предназначенные для установки на велосипеды с кассетами на 9-11 звезд,
  • HG (Narrow HG) на ветхие кассеты на 6-8 передач
  • IG (Narrow IG), предназначенные для кассет на 8 и 7 звезд.
  • Цепи на односкоростные велосипеды

Время от времени на самых недорогих велосипедах, укомплектованных трещетками Shimano класса Tourney, кроме этого видятся цепи UG-30 либо UG-50 на 5-7 звезд. Цифровой индекс в маркировке, к примеру IG-51, говорит о классе цепи: чем больше число, тем она лучше и дороже.

В цифровом индексе цепей SRAM закодирована информация о количестве передач – первая цифра, и о классе цепи – вторая и третья цифра. К примеру, PC-991 запланирована на 9 звездную кассету. 91 – класс цепи.

Компания SRAM производит цепи на 11,10, 9, 5-8 передач.

Цепи для односкоростных велосипедов ставятся лишь на них. Не пробуйте их поставить на многоскоростной велосипед, да она и не влезет.

Поставить цепь, вычисленную на меньшее количество звезд на кассету с громадным числом звезд запрещено. Более широкая не поместиться между звездами.

Велоцепи на 7 звезд возможно поставить на 7-ми, 6-звездные кассеты, но нельзя ставить на односкоростные велосипеды.

Вычисленную на 8 звезд возможно поставить на 8-ми и 7-звездные кассеты.

Цепь на 9 звезд возможно поставить лишь на эту же кассету – на 9 звезд.

Предназначенные на 10 и 11 звезд в кассете, возможно ставить лишь соответственно на 10 и 11 звездные кассеты. Велоцепи Campagnolo и Shimano на 10 звезд между собой несовместимы.

Десятискоростные велоцепи KMC и Mavic совместимы с обоими стандартами.

Конечно, направляться учитывать и денежный нюанс. Фирменная продукция стоит недешево. Но, современные китайские велоцепи, намного более недорогие, по качеству не всегда резко отличаются от фирменных изделий.

Иногде дешевле поменять пара китайских цепей, чем переплачивать за фирменную, тем более, что большая часть из них создают все-равно в Китае.

Раздельно хочется сообщить об отечественном производителе Тяжмаш. Его продукция предназначена для односткоростных велосипедов и есть аналогом ветхих советских цепей (с эмблемой Сделано в СССР). Равно как и 30-40 лет назад, они изготавливаются из высокоуглеродистой стали, существенно уменьшающей износ трущихся подробностей.

Владеют большой прочностью, выдерживая упрочнение на разрыв в 1100 кг. Им не страшны рывковые нагрузки и удары при падениях. Они фактически вечные, при том что существенно дешевле собственных зарубежных аналогов, кроме того китайских.

Видео Как делают велосипедные цепи

Рекомендуемые товары
В корзину
45 грн
Цепь для дорожных велосипедов Тяжмаш
В корзину
45 грн
Цепь для односкоростных дорожных велосипедов Силач
В корзину
75 грн
Велосипедная цепь для односкоростных велосипедов Ditton
В корзину
45 грн
Цепь Maya Chain C410 для односкоростного велосипеда
В корзину
45 грн
Велосипедная цепь Maya Chain M30 на 6 звезд
В корзину
85 грн
Велосипедная цепь KMC Z33 на 5-6 звезд (с замком)
В корзину
130 грн
Велосипедная цепь KMC Z50 на 7 звезд
В корзину
130 грн
Велосипедная цепь KMC Z51 на 7-8 звезд

Замена велосипедной цепи

Темы которые будут Вам интересны: