Износ велосипедной цепи. что это такое и как измерить износ велоцепи.
В первую очередь, давайте разберемся, что такое износ цепи и какие конкретно имеется критерии износа велоцепи.
Износ цепи — это её удлинение благодаря растачивания пинами (осями) собственных посадочных мест. На каждом звене практически доли миллиметра. Но в следствии уже вся цепь неимеетвозможности нормально лечь на звезды кассеты.
Почитать об устройстве велоцепи возможно в статье «Велосипедная цепь».
Затем происходит подтачивание профиля звезды под новый посадочный размер звена. Цепь растягивается , всё посильнее стачивая металл звезды и, в итоге, начинает «прыгать», срываться на соседние звезды либо кроме того прокручиваться.
Критерии износа велосипедной цепи.
Считается, что в случае если удлинение лежит в пределах 0-0,52% от полной длины цепи, то все в порядке и возможно кататься.
В случае если в пределах 0,52-1,0%, то цепь уже необходимо поменять конкретно, но и, вероятнее, износились самые применяемые Вами звезды.
В случае если поменять цепь при удлинении 1,0-1,04% и не поменять задних звезд, то новая цепь еще может не проскакивать на них. Это необходимо наблюдать при езде.
В случае если поменять удлиненную более чем на 1,04% цепь и не поменять задние звезды, то новая в обязательном порядке будет проскакивать на ветхих изношенных звездах.
Стачиваются прежде всего самые популярные звезды в кассете — средние передачи. В случае если вместо растянувшейся цепи поставить новую, то она уже не сможет нормально трудиться, поскольку посадочные места расточены.
В отечественном детстве велоцепи фактически не изнашивались и выкидывались вместе с велосипедом. Из-за чего?
Во-первых, самое основное, фактически все детские, юношеские, и многие взрослые городскиевелосипеды были односкоростными, исходя из этого цепи не подвергались боковым изгибам и не терлись о звезды. Т.е. износа как такового не было.
Во-вторых, на материалах, из которого их изготавливали, никто не экономил. Это была хорошая высокоуглеродистая сталь, существенно уменьшающая износ трущихся подробностей, и толщина боковых пластин у звеньев была чуть больше, чем на данный момент.
По окончании зимы цепь протирали, смазывали жидкой смазкой и вперед, кататься. В случае если въехал куда-то в грязь, то отмывали целый велосипед простой водой, заодно смывая песок и всю грязь с цепи, а затем снова смазывали (статья о том как верно мыть и смазывать велоцепь).
В большинстве случаев еще в начале сезона либо по необходимости подтягивали натяг цепи, регулируя его положением заднего колеса. Ничего сложного не было.
В принципе, фактически все то же самое, возможно делать и по сей день с цепями односкоростных велосипедов. Действительно, производители все же мало экономят на материалах при изготовлении недорогих моделей. В данной связи хочется отметить c хорошей стороны украинского производителя цепей для односкоростных велосипедов Тяжмаш и латвийского Ditton.
Их продукция отличаются хорошим качеством и в полной мере приемлимой ценой.
С цепями для моделей велосипедов с переключениями передач все сложнее.
Они должны быть более эластичными, дабы разрешать переключать скорости.
Как вынудить цепь гнуться вбок?
В односкоростных велосипедных цепях соединение соседних звеньев складывалось из штифта, соединяющего соседние звенья (пин), цилиндрического стакана, скрепляющего пластины внутреннего звена, через что проходил штифт, и ролика, находящегося поверх стакана. Такая цепь фактически не изгибалась в поперечном направлении.
У многоскоростных цепей стакана нет. Его роль делают загнутые вовнутрь около отверстий края внутренних щечек, между которыми существует зазор, разрешающий каждому звену чуть-чуть изгибаться вбок довольно другого звена. Края имеют пара скругленную поверхность, что разрешает цепи лучше изгибаться в поперечном направлении.
Все это содействует работе и лучшему переключению передач с перекосом. Помимо этого, масло может легче попадать вовнутрь для смазки штифта.
Цепь всегда трётся о звездочки, и исходя из этого изнашиваются они в один момент. Действительно, цепь изнашивается существенно стремительнее. В среднем в несколько раз стремительнее звезд на кассете (на заднем колесе) и в 4-6 раз стремительнее передних звезд.
Это при своевременной замены цепи.
В случае если же цепь продолжительно не поменять, то она весьма скоро «съест» звезды кассеты, в особенности те, на которых значительно чаще ездите. Со временем начнут мучиться и передние звезды. Так что если не желаете поменять все трансмиссию необходимо своевременно поменять цепь – это существенно экономичнее.
Нельзя сказать, что износ цепи очень во многом зависит от пробега. Тут серьёзнее, где и как Вы ездили. В случае если это спокойная езда по городу, без рывков и сильных «ударных»нагрузок, то она протянет существенно продолжительнее.
А вот в случае если гонять по грязи, лесу, песку, то может не выдержать и 500-800 км. Самое ужасное для цепи — налипшие песок и грязь. Они трудятся как абразив, стачивая звенья цепи и зубья передач.
Изношенная кассета велосипеда | Изношенные зубья кассеты велосипеда |
Как измерить износ цепи.
В первом приближении, оценить износ возможно визуально.
Первый метод. Зафиксируйте отрезок цепи долгой 15-20 сантиметров двумя руками и попытайтесь его изогнуть поперек, как продемонстрировано на рисунке.
Если Вы видите, что цепь сильно изгибается — вероятнее она изношена и необходимо заняться заменой. Как очень сильно изношена лучше уточнить посредством калибра, работа с которым обрисована ниже.
Второй вариант. Наденьте цепь на ведущую звезду и оттяните с одной стороны рукой, как продемонстрировано на рисунке. В случае если дельта превышает 3-4 мм – цепь так же возможно изношена.
Имеется более несложный и правильный вариант – применение особых инструментов: калибра либо штангенциркуля
Измерение износа велоцепи посредством калибра (шаблона)
Калибры либо шаблоны для измерения износа цепи бывают разных производителей и форм. Они измеряют удлинение цепи в процентах от общей длины. Изготовляются либо способом правильной штамповкой либо лазерной резкой.
Кое-какие образцы приведены на рисунке ниже.
Применяя шаблон возможно цепь не снимать с велосипеда.
Способ измерения несложен и интуитивно понятен. В случае если сторона шаблона с цифрами 75 либо 0.75, что соответствует износу в 0,75%, не вставляется в звенья цепи – у Вас все нормально и возможно на ней кататься.
В случае если сторона шаблона «0.75» вставляется в звенья цепи, а сторона «1.0» нет, значит уже пора её поменять, пока звездочки не истерлись.
В случае если вставляется сторона шаблона 1.0, то цепь необходимо выкидывать и пристально взглянуть на звездочки, вероятнее их то же необходимо поменять, поскольку в случае если поставить на ветхие звезды новую цепь, то она будет проскакивать.
Измерение износа велосипедной цепи посредством штангенциркуля
В случае если калибра нет либо брать его через чур дорого возможно воспользоваться линейкой либо, что существенно правильнее, штангенциркулем. Тем более что в отечественной высокообразованной стране фактически любой мужчина обращается с ним на «ты».
Берем штангенциркуль, выставляем на нём 119 мм, и вставляем верхние упоры (для измерения внутреннего диаметра) в цепь. Следите, дабы губки штангенциркуля легли ровно на ролики, а не попали в зазор между внутренней пластиной и роликом. Разводим их, натягивая штангенциркулем цепь, и наблюдаем на цифру:
- от 119,7 до 120,6 мм — обычный износ, замена цепи не нужно;
- от 120,6 до 120,9 мм — требуется замена цепи, вероятен период приработки цепи к кассете;
- более 120,9 мм — нужно поменять и цепь, и кассету.
Кое-какие предлагают измерять 304.8 мм, но, по-моему, это не так комфортно как 119 мм.
Как замерить износ мы разглядели, а в следующей статье разглядим вопрос: Как уменьшить износ велосипедной цепи?
Видео как верно измерить износ велосипедной цепи
Рекомендуемые товары
В корзину
45 грн
Цепь для дорожных велосипедов Тяжмаш
В корзину
75 грн
Велосипедная цепь для односкоростных велосипедов Ditton
В корзину
85 грн
Велосипедная цепь KMC Z33 на 5-6 звезд (с замком)
В корзину
45 грн
Велосипедная цепь Maya Chain M30 на 6 звезд
В корзину
130 грн
Велосипедная цепь KMC Z50 на 7 звезд
В корзину
130 грн
Велосипедная цепь KMC Z51 на 7-8 звезд