Как спицевать колесо — спицевые наборы
Спицы в колесе образуют спицевой комплект, что решает следующие задачи:
- Задает положение довольно фланцев втулки;
- Равномерно распределяет нагрузку по ободу колеса;
- Центрирует обод;
- Сохраняет форму колеса;
- Снабжает жёсткость и прочность колеса.
Существует радиальная и тангециальная (крутильная) жесткость. Первая жесткость выдерживает удары и вес велосипедиста о неровности на дороге. Вторая снабжает передачи крутильного момента на протяжении кручения педалей и на протяжении торможения.
Кроме этого существует поперечная жесткость, которая противодействует боковому изгибу обода и предотвращает его перекос.
Существует пара вариантов спицевых комплектов. Они различаются числом пересечения спиц с одной стороны колеса. Фактически во всех комплектах количество спиц кратно 4, за исключением радиального комплекта, в нем кратно 2.
Варианты спицевых комплектов Полутангенциальный спицевой комплект
В большинстве случаев полутангенциальный спицевой комплект именуют комплектом в 3 креста (любая спица пересекается с тремя вторыми спицами, расположенными на одной стороне колеса), 4 креста, 5 крестов и потом. Чем больше крестов, тем лучше колесо переносит вращательные нагрузки при педалировании либо при торможении (при дисковых тормозах либо тормозных втулках).
В радиальном спицевом комплекте спицы от фланца втулки идут сходу к ободу, не пересекаясь между собой. Наряду с этим употребляются маленькие спицы, они мало легче и тверже в боковом направлении. Колесо из 48 спиц в большинстве случаев планирует в 5 крестов, из 40 спиц — в 4 креста, из 36 спиц — в 4 либо 3 креста, из 32 спиц — в 3 креста, из 28 либо 24 спиц — в 2 креста.
При громадных втулок, в особенности вместе с ободом мелкого диаметра в комплекте смогут применять меньшее количество крестов, дабы избежать изгиба спицы у ниппеля.
Радиальный спицевой комплект
В колесе с радиальным комплектом 0 крестов, спицы от втулки идут напрямую к ободу не пересекаясь с другими спицами. Таковой комплект спиц возможно делать лишь на переднем колесе, при условии, что на колесе не установлены дисковые либо роллерные тормоза. В большинстве случаев так спицы находятся на спортивных велосипедах, при таком спицевом комплекте колесо мало легче и аэродинамичней.
Но в радиальном комплекте имеется и минусы:
Во-первых, ниппели на спицах смогут самопроизвольно раскрутиться. Чтобы совладать с данной проблемой возможно применять особые липкие смазки.
Во-вторых, спица может порвать фланец втулки, значительно чаще это происходит на 36-спицевых фланцах маленького диаметра (на них меньше металла между отверстиями). Постараться избежать этого возможно применяя новые отличные втулки с коваными корпусами.
В радиальном спицевом комплекте употребляются более маленькие и твёрдые спицы, но колесо наряду с этим не делается тверже. Так как угол между касательной и спицей к фланцу фактически прямой, на спицу действуют повышенные нагрузки от крутящего момента приложенного к втулке.
Полурадиальный спицевой комплект
В полурадиальном спицевом комплекте правая сторона колеса набирается по схеме тангенциального комплекта, а левая сторона — радиального. В случае если переднее колесо с радиальным комплектом дает скорее эстетическое преимущество, то заднее колесо с полурадиальным комплектом значительно более выносливо чем колесо с классическим полутангенциальным комплектом.
По причине того, что все большее и большее количество задних звездочек ведет к увеличенному смещению (dihsing) межфланцевого центра от середины задней оси, происходит все больше разрывов спиц с левой стороны колеса. Это происходит из-за усталости материала.
В колесе со спицевым комплектом натяжение всех дремли должно быть однообразное. В случае если на велосипеде установлена кассета с громадным числом звездочек натяжение спиц с левой стороны намного меньше чем с правой. На протяжении педалирования натяжение некоторых спиц с левой стороны вовсе будет краткосрочно падать до нуля.
Повторяющиеся ослабления и циклы натяжения приводят к накоплению усталости и в итоге спицы рвутся.
В случае если у вас всегда рвутся задние спицы с левой стороны колеса, комплект колеса по полурадиальной схеме может решить проблему раз и окончательно.
Неверный полурадиальный спицевой комплект
Время от времени колеса спицуют так, что радиальный спицевой комплект делают справой стороны заднего колеса. Растолковывают это необходимостью обеспечить должный зазор между спицами и задним переключателем, в особенности на колесах с необычно толстыми спицами либо с необыкновенными конструкциями фланцев. Втулка наряду с этим должна иметь толстый монолитный корпус для обеспечения жёсткости и крутильной прочности, поскольку крутящий момент обязан будет предаваться на левый комплект спиц через корпус втулки.
Еще существуют другие спицевые комплекты, но я о них не буду писать в данной статье, при жажде вы имеете возможность ознакомиться с ними по ссылке экзотические спицевые комплекты.