Катафоты на велосипеде – для чего нужны и как установить.

Катафоты на велосипеде – для чего нужны и как установить.

Видимость велосипедиста на ходу – один из наиболее значимых элементов безопасности на дороге. И в случае если днем в броский солнечный сутки видимость достаточная, то ночью, в сумерках, легко вечером либо в пасмурную погоду и туман заметить на дороге велосипедиста становится довольно проблематично.

Причем это относится не только видимости на автостраде, но и в городе, где довольно часто на фоне света и огней рекламы автомобильных фар, совсем не заметно чёрную фигуру велосипедиста у края проезжей части.

Видимость велосипеда на дороге обеспечивается

  • Пассивными средствами: катафотами и другими световозвращающими элементами (наклейки, ленты и т.п.).
  • Активными средствами:
  • задними фонарями и Передними.
  • Разными способами светодиодной и неоновой колёс велосипеда и подсветки рамы.

  • одеждой байкера рамы и яркими цветами велосипеда, включая велосипедный шлем. Чёрный байк с велосипедистом, одетым в серые цвета на фоне автострады не хорошо заметен и в хорошую погоду, не говоря уже о сумерках. С учетом скоростей, на которых гоняют автолюбители, время на принятие ответа у водителя остается мало. Исходя из этого наличие броского жилета, в особенности в случае если при его изготовлении употреблялись световозвращающие материалы (СВМ), может здоровье и жизнь велосипедиста.
  • В данной статье мы поболтаем о катафотах и других световозвращающих элементах оборудования велосипедов.

    Что такое катафот?

    В первую очередь, давайте определимся – что же такое катафот. В чем его основное каков принцип и назначение действия.

    Катафот – это оптическое устройство, главная задача которого возврат луча света в сторону источника с минимальным рассеиванием.

    Тут необходимо мало пояснить – имеется отражение луча света, а имеется возвращение, и это различные понятия.

    Зеркало — отражает, а катафот — возвращает.

    Зеркало трудится по известному закону физики, гласящему: «угол падения равен углу отражения». Так, при отражении луч света уходит в другую точку пространства, не оттуда, откуда он пришел. Не считая, конечно, случая перпендикулярного падения луча на зеркало.

    Катафот же, возвращает луч света, пришедший с любого угла (в секторе его работы) в то же самое место, откуда он пришел. Такое изменение направления луча на 180° является следствием двойного отражения.

    Кстати, считается, что первое в мире такое световозвращающее устройство создал дорожный рабочий из Англии, а в Российской Федерации оно же было сконструировано на русском флоте матросом как раз чтобы ночью лучше были видны бакены в порту.

    «Световозвращающее устройство» — это официальный и верный термин. Но в жизни их довольно часто именуют «катафоты», «светоотражатели», «отражатели света» либо легко «отражатели», что в принципе не меняет сути задачи, которую они делают.

    Принцип работы катафота

    По принципу работы катафоты бывают уголковые и сферические.

    В уголковых катафотах, луч света отражается два раза от двух-трех отражающих поверхностей, каковые расположены перпендикулярно друг другу, и разворачивается на 180°.

    В общем — это геометрия и чистая физика. Угол падения равен углу отражения, а сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике неизменно равна 90°. На рисунке все наглядно видно, а повторять геометрии и школьный курс физики мы не будем.

    У сферического катафота возврат луча на 180° обеспечивается трансформацией комбинацией показателя преломления среды и однократным отражением.

    В велосипедном деле значительно чаще используют как раз уголковые катафоты.

    Установка катафотов на велосипед

    Катафоты производят в трех главных цветах и устанавливают в соответствии с правил дорожного перемещения:

    • Спереди – белого цвета.
    • Позади – красного цвета.
    • По бокам (в большинстве случаев на спицы колес) – оранжевого цвета.

    Все подобно автолюбителям, как главным участникам дорожного перемещения: спереди белые фары, позади красные.

    По состоянию на 2018 год в ПДД большинства государств указано об необходимом либо рекомендованном наличии световозвращающих элементов на велосипеде.

    К примеру, в Правилах дорожного перемещения (ПДД) Украины в п.6.2 четко прописано:

    «6.2. Велосипедист в праве руководить велосипедом, что оборудован световозвращателями и звуковым сигналом: спереди — белого цвета, по сторонам — оранжевого, позади — красного.»

    А в ПДД России имеется пункт о рекомендуемом наличии светоотражающих элементов при себе:

    “24.10. При перемещении ночью либо в условиях недостаточной видимости водителям и велосипедистам мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и снабжать видимость этих предметов водителями вторых транспортных средств.”

    Т.е. это смогут быть не только элементы на велосипеде, но и на самом байкере в виде жилета, нашивок либо наклеек на одежде либо шлеме.

    В ПДД Казахстана и Белоруссии упоминаний о светоотражающих элементах на велосипеде либо байкере по большому счету нет, но имеется советы от автомобильных инспекций о желательности их присутствия.

    В общем, исходя из правил дорожного перемещения, возможно сообщить так: если Вы планируете кататься только днем, то возможно кататься лишь с катафотами. В случае если ездить придется еще и в чёрное время либо при нехорошей погоде – то без фонарей не обойтись.

    По опыту большинства и своему опыту велосипедистов, катающихся систематично, сообщу так: приобрел велосипед – проверь катафоты и приобрети фонари, «не отходя от кассы», здоровье и жизнь значительно полезнее.

    Значительно чаще, на новых велосипедах, катафоты уже идут в наборе, но в случае если байк ветхий либо легко на нем ничего не установлено лучше сразу же купить и установить набор катафотов – с ними спокойнее ездить кроме того днем. Довольно часто на автостраде «серый» велосипедист «сливается» с дорогой, отблески света фар с катафотов делают его более заметным.

    Время от времени не редкость так, что единственные катафоты, каковые присутствуют на велосипеде – это узкие полосы на педалях. Это совсем не хорошо – так Вас на дороге будет совсем не заметно.

    В правилах дорожного перемещения четко не указано количество устанавливаемых катафотов: один, два, три, десять.

    Передний и задний в большинстве случаев ставят по одному, а боковых (оранжевых) два — по одному на каждое колесо.

    Задача световозвращающих элементов и катафотов на велосипеде:

    1. Основная функция — сделать байкера более заметным на дороге.

      Честно говоря, эту задачу они делают не всегда прекрасно. Лично на мой взор, на велосипеде должны в обязательном порядке находиться еще и фонари.

    2. Обозначить направления его перемещения.

      Тут все легко:

      В случае если шофер видит в первых рядах себя белый свет (фонарь либо отражение от катафота) значит, велосипедист едет во встречном направлении.

      Красный – велосипедист двигается в том же направлении, что и автомобиль.

      Оранжевые, двигающиеся по окружности световые пятна – велосипедист пересекает дорогу автомобилю.

    При езде в ночное, вечернее время, в сумерках и при нехорошей освещенности свет от фар автомобиля, попадает на катафот и возвращается в том же направлении, откуда пришел – в следствии шофер автомобиля видит велосипедиста на дороге заблаговременно, а не в самый последний момент, в то время, когда уже затормозить и не допустить столкновение нереально.

    В темноте автолюбитель подмечает велосипедиста, в другом, как и пешехода, в среднем на расстоянии в 30-50 метров.

    Машина, едущая по дороге со скоростью 60 км/ч, пролетает в секунду 17 метров. Т.е. у водителя всего 2-3 секунды на принятие ответа о торможении либо совершении и объезде этого маневра.

    В случае если машина едет с ближним светом, подметить велосипедиста с катафотами возможно на расстоянии порядка 150 м, а при дальнем свете – 400 м. Так что времени на принятие ответа у него будет намного больше, около 10-20 секунд.

    Минус катафотов

    Минус катафотов в том, что они не хорошо отражают свет в ливень, туман, в пасмурную погоду. Довольно часто их делается фактически не видно.

    Решается данный вопрос двумя дорогами: возможно приобрести катафоты со светодиодами либо еще более кардинально и, на мой взор, более верно – приобретением набора фонарей: белого для установки в первых рядах и красного – позади.

    Формы и размеры катафотов

    размеры и Геометрическая форма производимых катафотов не выяснены никакими правилами и бывают самые различные.

    Весьма широкие оптимальнеекрепить под седло, причем время от времени их лучше ставить кроме того вертикально, а не горизонтально. Основное, дабы он ни за что не цеплялся при перемещении.

    Хочется отметить лишь, что лучше брать современные модели, каковые выпускаются с мало загнутыми вовнутрь краями. Такая форма увеличивает рабочий сектор светоотражения совершает байк мало более заметным с боковых секторов.

    Где крепить катафоты на велосипеде

    Правилами дорожного перемещения не установлены правильные места крепления, но в большинстве случаев их крепят так:

    Передний катафот (белый) крепят:

    • над рулевой трубой;
    • на перемычке между ногами вилки;
    • в случае если спереди установлен багажник либо корзина, то возможно прикрепить к ним.

    Задний катафот (красный) закрепляют на:

    • подседельном штыре под седлом;
    • багажнике:
    • заднем крыле.

    Боковые катафоты (оранжевые)

    • крепят на спицах колес. В случае если это двухсторонние модели, то по одному на каждое колесо, а вдруг односторонние, но необходимо сделать так, дабы они были направлены вправо и влево, оптимальнееставить по два на каждое колесо.

    Значительно чаще простые и недорогие модели крепятся к спицамна одном либо двух винтах с широкими шайбами. Имеется более продвинутые, имеющие особые замки-защелки для надежного крепления на спице.

    С позиций правил ПДД (в случае если направляться строго букве закона) лишь в Украине в правилах прописано необходимое присутствие катафотов на велосипеде по большому счету, а сбоку должен быть хотя бы один оранжевый. Ну а в дополнение к оранжевым возможно ставить и другие цвета (светло синий, красные, зеленые и т.п.).

    Кое-какие байкеры крепят на колесо светоотражатели различных цветов, делая собственный велосипед похожим на многоцветную гирлянду. Что, в неспециализированном-то, хорошо, поскольку заметность на дороге наряду с этим быстро увеличивается.

    Бытует вывод, что катафоты на спицах нарушают центровку колеса. Считаю, что вес пластикового световозвращателя так мелок, что его влиянием возможно пренебречь. Тем более, что хоть как-то они начинают оказывать влияние на таких скоростях, на которых велосипедисты не ездят.

    В случае если уж Вы таковой супер педант, возможно поставить однообразные катафоты симметрично оси колеса, не смотря на то, что снова же повторюсь, никакого влияния на центровку колеса это не оказывает.

    Катафоты (световозвращатели) со светодиодами

    Это относительно новый тип продукции, малоизвестный еще недавно, но на данный момент деятельно продающийся. В этом устройстве дополнительно установлены светодиоды, увеличивающие дальность видимости.

    Лично мое вывод – лучше уж приобрести обычный красный либо белый фонарь спереди либо позади. Его видимость, соответственно и эффективность выше, а по цене не намного дороже. Тем более, что батарейки либо аккумуляторная батареи необходимы и тем и тем.

    А вот для боковых, тех, что вешают на спицы — это вещь нужная.

    Для улучшения видимости на дороге и красоты собственного «металлического коня» возможно применять еще два подхода:

    • дополнительные световозвращающие (светоотражающие) элементы;
    • светодиодную подсветку.

    Световозвращающие наклейки, ленты, краски, жилеты

    Это так же пассивные световые элементы, каковые отражают попадающий на них свет, но сами его не излучают.

    Дальность их действия не высока, как у простых катафотов, но цветовая гамма и простор для фантазии бесконечен.

    Чаще всего их наклеивают на обода и раму.

    Еще один весьма хороший вариант для наклейки таковой ленты – велосипедный шлем. Это существенно усиливает узнаваемость байкера на дороге. Имеется кроме того модели шлемов с уже наклеенными светоотражающими элементами.

    Еще существуют особые многоцветные световозвращающие многоразовые ленты на липучках, каковые надевают на ноги, руки при перемещении и они четко обозначают велосипедиста либо маленькие габаритные огоньки.

    По поводу нашивок на одежде и наклеек на байкере. Рекомендуется, дабы они были не в единичном экземпляре, к примеру полоса на шлеме, а находились на различных элементах одежды (штанах, рукавах, туловище, пояснице либо портфеле) и в нескольких местах.

    Представьте, что поразмыслит шофер, неожиданно заметивший маленькую белую полосу с края дороги? Неясно что это такое: свет в окне домов по сторонам улицы либо, возможно, мелкое НЛО летит ему на встречу.

    Иначе. Он видит красный фонарь, установленный под седлом, ниже отражение от катафотов на педалях и заднем крыле, каковые всегда двигаются вверх-вниз, ту же белую светоотражающую полосу от шлема, и еще какие-нибудь элементы на пояснице или других частях велосипеда. Уже ясно, что это собрание света – велосипедист на дороге, усиленно крутящий педали.

    Значит, необходимо его нормально объезжать.

    Сам шофер и осознаю как приятнее и спокойнее заблаговременно заметить едущего впереди велосипедиста с правого края полосы, чем оказаться перед неожиданно, не известно откуда взявшемуся дедушкой в темно-сером пиджаке и таких же штанах, на ветхом велосипеде с отлетевшими катафотами, но гордо прущемуся среди дороги со скоростью 10 км/ч.

    Отлично, в случае если велосипедист имеет светоотражающий жилет — при таких условиях он гарантированно будет заметен на дороге.

    В качестве дополнительных световых элементов используют так же светодиодные браслеты безопасности, либо фонари-маячки.

    Ко мне же возможно отнести и еще одну уникальную разработку компании Volvo – светящуюся в свете автомобильных фар краску называющиеся LifePaint.

    Весьма интересно то, что она:

    • полностью не видима днем, а светится лишь в темноте при свете автомобильных фар;
    • выпускается в виде спрея в баллончиках и наносится так же как и лак для волос;
    • надёжна, поскольку создана на водной базе;
    • держится по окончании нанесения до 10 дней;
    • наносить ее возможно на сам велосипед, одежду, портфели, шлемы и т.п.

    Светодиодная подсветка

    В отличие от наклеек, подсветка применяет источник питания: батарейки либо аккумуляторная батареи.

    Их так же крепят на колеса, раму и, что еще более весьма интересно, на спицы.

    Вариантов подсветок, светодиодных колпачков на ниппель колеса, всевозможных светлячков и т.п. в сети продается очень много на любой вкус. Весьма занимательные программируемые модели – велосипед делается прекрасным, и очевидно не сообщишь, что не заметен на дороге. Особенно это проявляется в городе, где на фоне светящихся окон и витрин, автомобильных фар, мелькающей рекламы огни одинокого велосипедиста теряются и блекнут.

    Единственное пожелание при их применении – не переборщите.

    Более детально о подходах к подсветке велосипеда поведано в статье Подсветка на велосипед — для чего необходимо и как выбрать.

    В конце хочется сообщить вот что. Как бы Вы ни стремились ездить лишь в днем и в хорошую погоду, непременно наступит момент, что нужно будет ехать либо в темноте, либо при нехорошей видимости. И к этому необходимо готовься– исходя из этого установите фонари и катафоты на велосипеде (особенно в случае если это детский велосипед) и катайтесь спокойней.

    Рекомендуемые товары
    Подробнее
    15 грн
    Светоотражающая наклейка на обод велосипеда
    В корзину
    20 грн
    Набор светло синий катафотов в виде стрелки на колеса велосипеда
    Подробнее
    7 грн
    задние катафоты и Передние на велосипед
    В корзину
    7 грн
    Боковые оранжевые катафоты на велосипед
    Подробнее
    64 грн
    Светодиодные браслеты безопасности Safety Led Light (HJ-028)
    Подробнее
    65 грн
    Два фонаря-маячка (белый и красный) для велосипедистов (HJ-023)
    В корзину
    136 грн
    Диодная подсветка колес (светлячки)

    Как верно снять катафот на велике

    Темы которые будут Вам интересны: