На велосипеде через замерзший байкал
«Это похоже на медитацию. У тебя всего три неприятности: где дремать, в то время, когда покушать и как выбрать наилучший путь», – путешественник из Чехии Ян Ждянский говорит, что ему легко нужно несколько раз в год покидать комфорт цивилизации и привычный ритм жизни. В марте он постарался проехать на особом трёхколёсном велосипеде – рекумбенте – по льду Байкала с юга на север.
О собственной страсти к путешествиям и о том, какие конкретно выводы о жизни делает человек на льду самого глубокого озера в мире, в то время, когда под ним происходит землетрясение, Ян поведал в следующем интервью.
Идея пройти, вернее, проехать по льду Байкала от Култука до Нижнеангарска пришла в голову Яну Ждянскому два года назад.
– На пути в Японию я остановился на несколько дней на Байкале. Глядя с берега, как над зеркалом озера заходит солнце, поразмыслил, что прекрасно было бы возвратиться ко мне зимний период. Начал искать данные в сети, отыскал пара человек, пересекавших Байкал, и сделал вывод, что это быть может, – говорит путешественник.
Итогом этих изысканий стала его экспедиция «Azub Winter Baikal». Azub – компания, которая производит так именуемые лежачие велосипеды. Это необычный транспорт, ездок которого полулежит в седле, как в кресле.
В противном случае такая машина именуется «рекумбент» (от англ. recumbent) либо «лигерад» (от нем. liegerad), они популярны у европейских туристов и не приводят к, но велосипед Ждянского отличается от хорошей модели – он трехколёсный.
– Azub – мои приятели, спонсировали все мои путешествия. Особый байк, правильнее, трайк, что они создали для данной экспедиции, – первый в собственном роде, прототип, что я на Байкале тестировал, контролировал, на что он способен.
Для жёстких сибирских условий была сделана особенная рама, употреблялись морозостойкие смазочные материалы, на колёса поставили шипованую резину. Технических трудностей не появилось, всё трудилось как нужно, говорит Ян. Действительно, прокатиться с ветерком по льду не особенно оказалось: в южной части озера выяснилось большое количество снега, и транспортное средство, нагруженное зимним снаряжением, было нужно в основном толкать.
Ждянский рассчитывал проехать по льду почти 700 км и уложиться в 20 дней. Но тёплая зима и Байкал решили в противном случае.
– Спустя семь дней похода я осознал, что прошёл всего сто километров. Тогда я поменял собственный замысел и решил пойти в сторону Ольхона, приобрести в том месте еды, а оттуда продолжить собственный путь.
Но на девятый сутки путешественника остановило землетрясение.
– Я был на расстоянии семи километров от берега, – вспоминает Ян. – Было чувство, что под ногами идёт поезд. Лёд около меня начал с грохотом ломаться. В пятидесяти-ста метрах показалась открытая вода. Я осознал, что дело не хорошо. Мин. пять легко стоял и наблюдал, что будет дальше.
В то время, когда всё мало успокоилось, двинулся в сторону почвы. Где-то через час произошло второе землетрясение. Следующие два часа лёд трещал постоянно.
Добежав до берега, я решил на этом закончить собственное путешествие. Мой знакомый из местных обитателей, с которым я был на связи, звонил в МЧС в Усть-Баргузине, где ему подтвердили, что ледовая ситуация нехорошая. В общем, из Бабушкина я доехал до Слюдянки на трайке, а оттуда на электричке возвратился в Иркутск.
Мы говорим в кофейне (хороший крепкий кофе – единственное, чего не достаточно в походных условиях, говорит Ян), и представить, как жёсткая база, которая казалась таковой надёжной, уходит из-под ног, сложно. Но Ждянский не забывает эти ощущения через чур прекрасно и не скрывает: это было самое ужасное, что случилось с ним в жизни.
– Ты стоишь на льду далеко от берега, под тобой километр воды, и всё около начинает ломаться, крошиться. Думал: мне финиш, вот прямо на данный момент.
– Жизнь пронеслась перед глазами?
– Нет, я легко стоял и не имел возможности выдохнуть. Три секунды как три часа. Позже я выдохнул и осознал: вау, я жив! По большому счету я знал, что эта часть озера сейсмически активна, но, быть может, эта активность была больше, чем я ожидал. Меня давали предупреждение и о том, что нынешняя зима теплее, чем в большинстве случаев, что лёд на юге Байкала нестабилен.
Но я прочёл об этом в сети за 14 дней до поездки, у меня уже была виза, билет на самолёт, трайк – в общем, всё было готово. Я сообщил собственной девушке: «Прости, я обязан отправиться и заметить всё сам, возможно, обстановка не так нехороша». Но она была как раз таковой. на данный момент я весьма радостен, и моя семья также. По большому счету родные неизменно меня поддерживали, говорили: путешествуй, пока юный. Но в этом случае в первый раз они написали мне: возвращайся.
Они также испугались.
– Как вы определяли, что до берега семь километров?
– Я ежедневно сверялся по картам Гугл Maps и GPS на смартфоне, приобрел местную сим-каждый день и карту публиковал пост на «Фейсбуке», в том месте отмечалось моё расположение. Весьма легко.
– А батарейки как заряжали?
– У меня с собой солнечная панель, заряжал девайсы в течение дня. На холоде все аккумуляторная батареи разряжаются скоро: фонарик, камера, смартфон.
– какое количество весит ваше снаряжение?
– Сам байк – 27 кг плюс около 75 кг еды и снаряжения.
– Без чего не обойтись в путешествии?
– Без хорошего спальника, походной плитки и фотокамеры. Талисмана у меня нет.
– Что больше всего понравилось в этом путешествии?
– Закаты. Легко потрясающие. Отражение красного, оранжевого в глади озера, цвета, переходящие приятель в приятеля. большие горы и Равнина льда со снежными вершинами… Прекрасно.
Это природа.
– А что поразило?
– Звуки, каковые издаёт лёд ночью. Дремать нереально. Днём его не так слышно, но в то время, когда солнце садится, температура начинает опускаться, лёд начинает двигаться, трещать, ломаться.
Заползаешь в спальник и палатку, а около каждые 20 секунд что-то ухает и гудит. Первые три ночи я по большому счету не дремал.
– Не было ли вам одиноко?
– Я постоянно путешествую один. У меня нет приятеля, что был бы готов совершить на морозе 14 дней, да и велосипед также один.
На велосипеде чех путешествует всего три года, но уже успел объехать чуть ли не полмира: сперва это была Япония, позже Словакия, Украина, трижды Российская Федерация, Казахстан, Киргизстан, Монголия, Республика Корея. В прошедшем сезоне к ним добавились Соединённые Западная Европа и Штаты – Ирландия, Англия, Бельгия, Германия, Франция.
– Как люди в различных государствах реагируют на вас с велосипедом?
– Везде доброжелательно. Думаю, это наилучший метод путешествовать и знакомиться с людьми. Любой, кто тебя видит, задаёт вопросы, куда ты направляешься, откуда ты и что это за зверь таковой. Что возможно лучше для путешественника?
Единственная маленькая трудность – необходимо большое количество времени.
– Что дают такие путешествия?
– Не знаю. Не смотря на то, что нет, сейчас знаю, что весьма опасаюсь утратить собственную жизнь и как обожаю собственную семью. Первый раз я отправился в путь в 21 год, автостопом в Италию.
С того времени путешествую ежегодно и не знаю, чем всё это кончится. Мне нравится посещать в таких местах, где нет либо крайне мало людей. Обожаю природу – горы, озёра, реки… Жить в городе хорошо: вкусная еда, бары, люди – всё здорово.
Но хотя бы два раза в год мне необходимо побыть далеко от моей работы, от автомобильных пробок, под открытым небом, а не под крышей, взглянуть на звёзды.
– Это побег?
– Да, пожалуй, бегство от цивилизации. Это как медитация. Ты как бы выходишь из собственного привычного мира, и у тебя всего три неприятности: где ты сейчас дремлешь, в то время, когда ешь и как выбрать наилучший путь. Сознание делается весьма чистым. Дома, на работе тебе неизменно необходимо думать о времени, о деньгах, телефон звонит и звонит.
Мне нравится обычная жизнь.
– Неизменно жить так нереально? Имеется же не только города…
– Я приехал из мелкого города Млада-Болеслава – понимаете, где находится завод «Шкода». Живу в деревне, но каждое утро обязан сесть в машину и ехать в город, а оттуда на служебной машине – в столицу, где я тружусь. Вечером я возвращаюсь к себе, ем, наблюдаю телевизор и ложусь дремать.
– Куда отправитесь в следующий раз?
– Не знаю до тех пор пока. Байкальская экспедиция была моей программой-максимум на текущий год.
Сейчас буду думать, куда возможно отправиться летом, может, в Исландию либо Норвегию. Желаю когда-нибудь приехать на Байкал летом, но уже походить пешком. Думаю об Алтае, Камчатке.
В Россию совершенно верно ещё возвращусь.