Плюсы и минусы стальных велосипедных рам

Плюсы и минусы стальных велосипедных рам

Мы начинаем серию статей, в которой поболтаем о материалах, применяемых для изготовления велосипедных рам.

База любого велосипеда – рама. От ее качества, прочности и надёжности зависит фактически целый велосипед.

Необходимо осознавать, что характеристики рамы зависят не только от материала, из которого она изготовлена, но и в большой степени от разработки его обработки, качестве сварки (соединения труб рамы между собой), ее геометрии. Все это воздействует на эксплуатационные и ходовые чертей всего велосипеда.

Для изготовления рам современных велосипедов в большинстве случаев применяют следующие материалы:

  • Сталь (простую, углеродистую, хромомолибденовую).
  • Алюминиевые сплавы (Alloy)
  • Титановые сплавы (Titanium)
  • Карбон, углепластик (Carbon fiber)
  • Разные редкие, экспериментальные и уникальные материалы (магниевые (Magnesiumc), алюминиево-скандиевые, бериллиевые сплавы, бамбук и т.д.)

У каждого типа материалов имеется минусы и свои плюсы. Попытаемся с ними разобраться.

Первая статья будет посвящена самому распространенному материалу, что употребляется при изготовлении велорам – стали.

Разные марки сталей употребляется для этого уже более 100 лет и, на мой взор, это не предел. На сегодня, не обращая внимания на широкое применение вторых материалов, металлических байков меньше не делается. А возможности применения вселосипедов с этими рамами не только не ухудшаются, но и напротив, становятся все более оптимистичными.

Новейшие технологии варки сталей позмоляют приобретать маркисо все более улучшенными чертями.

Сталь, применяемая для производства рам, не редкость в большинстве случаев трех типов:

  • Обычная сталь (steel)
  • Высокотянутая либо углеродистая сталь (High Ten)
  • Хромомолибденовые сплавы (Cro-Moly)

Обычная сталь (steel)

Это самый низший тип сталей, применяемый при изготовлении рам для самых недорогих велосипедов. Они скоро ржавеют, весьма непрочные и тяжелые. Мы на них не будем останавливаться. В случае если услышите высказывание, что «данный велосипед сделан из водопроводных труб» — это именно о них.

Китайцы красят такие велосипеды в броские краски, но это совсем не усиливает их остальных черт.

Велорамы из углеродистой (высокотянутой) стали (High Ten)

Рамы из этих сталей владеют весьма хорошими прочностными чертями, стойкостью к ржавчине. Благодаря гибкости стали такие рамы прекрасно ведут себя на дороге, гася ее неровности. С учетом того, что дороги у нас уже много лет не самые ровные в мире и улучшений в скором будущем не предвидится, эти рамы будут еще долго пользуются спросом.

На велосипедах, изготовленных из них возможно совсем нормально прыгать с бордюров и более высоких препятствий. Они нормально выдерживают тяжелых велосипедистов и по большому счету, нагрузка на велосипед порядка 150 кг выдерживается ими совсем нормально.

Велосипедные рамы из хромомолибденовой стали (Cro-Moly)

Хромомолибденовая сталь получается при добавления молибдена на протяжении её варки. Молибден придает стали мелкозернистую структуру, повышает ее прочностные характеристики и увеличивает прокаливаемость. Значительно чаще, для производства бесшовных труб, из которых изготавливают велосипедные рамы, употребляется легированная конструкционная хромомолибденовая сталь 30ХМА по ГОСТ 4543 либо по американской классификации сталь 4130.

Эти марки стали легче, прочнее и надежнее, чем углеродистая сталь, обрисованная выше. Но их цена намного больше, чем углеродистых. Цена на отличную хромомолибденовую раму будет начинаться от 400$ (и это лишь рама!).

Так что сказать о доступности велосипедов с этими рамами для простых граждан у нас не приходится.

Эти марки сталей значительно меньше подвержены коррозии, чем прошлые.

Проблемой при производстве таких рам есть то, что отыскать хорошую хромомолибденовую сталь не так легко. Довольно часто это более недорогие марки сталей. По данным в сети настоящие опытные хромомолибденовые металлические рамы создаёт лишь компания Marin (ну может еще один-два элитных бренда).

Свойства металлических велосипедных рам

Довольно часто в простых и вебмагазинах продавцы говорят, что металлические велосипеды «это уже прошедший век», что на данный момент на них никто не ездит. Это далеко не так. металлургии и Современное развитие технологий разрешает изготавливать стали, с значительно лучшими особенностями, чем прошлом веке.

Они крепче, так что кроме того трубы с более узкими стенками нормально выдерживают статические и динамические нагрузки, появляющиеся при поездке, при меньшем весе.

Плюсы металлических рам:

  • Большая прочность, жесткость, долговечность и надёжность. Не опасаются ударов и падений, неприхотливы в обслуживании.
  • Весьма хорошее и серьёзное свойство металлической рамы в том, что она не накапливает усталость, т.е. ломается неспешно. В отличие от вторых материалов (алюминиевые сплавы, карбон и т.д.) сталь весьма редко легко сходу ломается. В большинстве случаев сперва в этом месте появляется трещина, и уже позже ломается. Это разрешает велосипедисту своевременно ее подметить и спасти себя и раму от поломки на ходу, что может привести к тяжелым травмам.
  • Хорошая ремонтопригодность. В случае если рама треснула либо сломалась – любой сварщик может ее сварить.
  • Дешёвая цена для среднестатистического гражданина.
  • Хороший накат. Благодаря собственному весу велосипед с таковой рамой, по окончании того как велосипедист прекратил крутить педали, будет поддерживатьсобранную скорость.
  • Мягкость. Благодаря физическим особенностям стали, рама, изготовленная из нее, прекрасно гасит вибрации, смягчает неровности и удары дороги. Кстати, как раз исходя из этого хорошие твёрдые металлические вилки также делаются из стали.

Недочёты металлической рамы

  • Больший вес, если сравнивать с рамами, изготовленными из вторых разглядываемых нами материалов.
  • Подвержены коррозии – смогут ржаветь. Но, при обычной эксплуатации, в случае если велосипед нормально покрашен, а не поцарапан, не зимует на улице и под дождем, систематично моется и смазывается – он прослужит несколько дюжина лет.

Хочется мало остановиться на вопросе веса, что фактически постоянно приводят соперники металлических рам.

Довольно часто этот довод проталкивают продавцы и современные маркетологи, призывая брать более легкие алюминиевые, карбоновые либо титановые велосипеды, действительно, забывая наряду с этим упомянуть их цену и другие недочёты. А ведь вес – ответственная, не смотря на то, что и не самая основная черта рамы, в особенности для простого, а не гоночного велосипеда.

Самая главные ее характеристики – прочность, надёжность и жёсткость. Простой велосипедист не участвует в гонках на скорость, он применяет велосипед либо чтобы получить удовольствия от велопрогулок либо для работы.

Маленькое замечание: Мы используем два термина прочность и жёсткость. Время от времени появляется вопрос – чем жесткость отличается от прочности? Поясняем:

Жесткость – это свойство материала не поменять форму под действием нагрузки. Чем меньше жесткость, тем больше гибкость, амортизационные свойства и пружинистость материала.

Прочность – это свойство матриала не разрушаться под действием на него нагрузки.

К тому же довольно часто для уменьшения веса, металлические рамы делают из не труб (баттированные трубы – это трубы с переменной толщиной стенок) либо из труб с переменным либо особым профилем, каковые разрешают снизить вес велосипеда, не ухудшая его надёжности и прочности.

Баттирование не редкость двойным либо тройным. Т.е. толщина стены трубы может изменяться два либо три раза. Наряду с этим в местах громаднейших нагрузок, к примеру, в местах сварки, стена толще, чем в местах с меньшими нагрузками.

По поводу труб с не круглым профилем. Как видно на приведенной фотографии, у городского женского велосипеда Formula Breeze 2016, продающегося в отечественном магазине, верхняя рама имеет треугольную форму, а нижняя — круглую, вытянутую в вертикальной плоскости. Таковой профиль делает всю конструкцию более прочной, чем если бы она была выполнена из простых круглых труб.

Да, честно говоря, и вид делается красивее.

Более детально почитать о баттировании труб и их сечении возможно в статье «Геометрия рамы велосипеда».

Еще одно весьма хорошее уровень качества этого материала в том, что он достаточно недорог и велосипеды, изготовленные на базе таких рам, рядовой потребитель у нас может позволить себе приобрести. Брать велосипед по цене б/у автомобиля смогут не все. Особенно у нас.

Довольно много подростковых моделей и детских велосипедов делается на базе металлических рам. Как раз вследствие того что они надежны и недороги, не опасаются неаккуратного отношения и падений. Ну а что касается подростковых моделей, то вспомните, многие ли из Вас в юные годы степенно разъезжали на собственных великах на протяжении прогулки.

Нет. По большей части это были гонки, прыжки, столкновения и падения. Как раз исходя из этого подростковый велосипед должен быть крепким и надежным.

Детский велосипед Formula Lime 2016 Подростковая модель Dorozhnik Smart 2016

А какое количество металлических велосипедов в семьях переходит от старшего ребенка младшему, а позже еще и детям друзей. Такие байки совсем вольно помогают более 10 лет, в противном случае и более.

Не забывайте, ветхие советские велосипеды? Так как их до сих пор возможно встретить на отечественных дорогах и довольно часто именно это говорит о качестве материала, из которого они изготовлены. А в то время их изготавливали лишь из стали.

Да и то, что он весит больше, чем алюминиевый, для большинства отечественных велосипедистов не играется никакой роли – они на нем ездят для себя, а не устанавливают рекорды на велотреке.

В качестве выводов хочется сообщить следующее: миром правит маркетинг, а нам необходимо пользоваться здравым смыслом.

В случае если нужен велосипед не для гонок по треку, а для простых жизненных потребностей: надежный, прочный и, самое основное, не весьма дорогой, то модель со металлической рамой – хороший выбор.

Не забывайте лишь, что велосипед состоит не только из рамы, но и из вторых подробностей и от их качества то же зависит безопасность и комфорт Ваших поездок.

В следующей статье мы разглядим алюминиевые рамы и как они воздействуют на поведение велосипеда.

Рекомендуемые товары
Подробнее
3 888 грн
Муниципальный женский велосипед Discovery Passion с колесами 26 дюймов (рост 150-170 см)
Подробнее
2 816 грн
Муниципальный мужской велосипед Discovery Attack с колесами 26 дюймов (рост 160-180 см)
В корзину
3 866 грн
Горный универсальный велосипед Discovery Trek 2016 с колесами 26 дюймов и амортизационной вилкой(рост 150-170 см)
Подробнее
4 488 грн
Муниципальный женский велосипед Dorozhnik Comfort Female 2018 с колесами 28 дюймов (рост 165-185 см)

Видео обзор на велосипед Discovery Trek 26 DD модель 2018 года

Темы которые будут Вам интересны: