Спицы колеса велосипеда
У спиц колеса велосипеда пара задач:
— Во-первых они соединяют втулки с ободом;
— Во-вторых они должны снабжать надёжность колеса и хорошую жёсткость;
— В третьих, благодаря собственной упругости, они создают дополнительную амортизацию и равномерно распределяют нагрузку по всему ободу.
В большинстве случаев спиц в колесе горного велосипеда 32 либо 36 штук, их количество зависит от вида и назначения колеса спицевого комплекта. Время от времени бывает и меньшее количество спиц. На гибридные и муниципальные велосипеды в большинстве случаев устанавливают 36 спиц. На тандемах спиц возможно кроме того до 40 либо 48!
А на шоссейных велосипедах 32, 28, 24. Понижением количества спиц достигают неспециализированное понижение веса велосипеда, а также, вращающихся весов колеса, а это крайне важно для езды с нередкими трансформациями скорости перемещения.
Конструкция спицы велосипеда представляет собой узкий стержень, загнутый и расклепанный на одном финише и с резьбой на втором. К ободу спица крепится особой гайкой (ниппелем). Спицы велосипеда имеют различный диаметр, подбирать что необходимо в зависимости от размеров втулки, типа и диаметра обода спицевого комплекта.
У стандартных спиц диаметр от 1,6 до 2,3 мм.
По методу изготовления они разделяются на катанные и тянутые. Катаные спицы имеют однообразную толщину на всей протяженности. Толщина тянутой спицы в середине меньше, чем по краям, за счет этого значительно уменьшается ее вес. От различной толщины по краям и в середине спицы не ухудшается ее прочность вследствие того что громадная нагрузка приходится на место крепления спицы к ободу, а не на середину. Но у тянутой спицы увеличена упругость и эластичность за счет уменьшения ширины сечения в середине.
Как следствие, амортизационные особенности таких спиц выше. Но и цена тянутых спиц больше чем катанных. Так же существуют лезвиеобразные спицы велосипеда, у них кованная форма и центральная часть в виде лезвия.
аэродинамика и Механические свойства у них существенно выше вторых видов спиц велосипеда.
Спицы велосипеда изготавливают из высоколегированной стали, титановых сплавов, конструкционной стали. Кроме этого велосипедные спицы делают из карбона, но они весьма хрупкие и, следовательно, страшны.
Резьбу на спицу велосипеда или нарезают или накатывают. При втором методе изготовления диаметр стержня спицы немного меньше диаметра резьбы. Спицы с накатанной резьбой более прочные чем с нарезной, но спицы с накатанной резьбой стоят дороже, поскольку их сложнее создавать.
Гайки, которыми велосипедная спица крепится к ободу колеса, именуются ниппели. У них грибовидная форма и они имеют прорезь под отвертку с одной грани и стороны под ключ с другой. Их создают из стали, алюминия и бронзы. Самые недорогие и наименее качественные ниппеля из стали.
Медные ниппеля ставят на титановые спицы, резьба на них весьма ровная, к тому же латунь фактически не подвержена коррозии. Алюминиевые ниппеля достаточно качественные и имеют маленькой вес. Но при их применении необходимо учесть тот факт, что в случае если ставить их на обода с алюминиевыми пистонами в месте соединения алюминиевых пистона и ниппеля может случиться химическая сварка.
При установке велосипедных спиц необходимо смотреть за их оптимальным натяжением, поскольку при слабом натяжении может случиться поломка спицы в зоне головки. Это происходит из-за заметного трансформации нагрузки при вращении колеса и появляется усталостное разрушение материала велосипедной спицы. В случае если протяженность спицы подобрана неправильно, то кроме этого может случиться поломка в резьбовой части либо спица вырывается из ниппеля.