Велогород альметьевск — прогресс или показуха?

Велогород альметьевск — прогресс или показуха?

В эти дни читатели закидали мою почту и личку ссылками на статью про город Альметьевск в Татарстане, власти которого нежданно решили перевоплотить мелкий город в велосипедный эдем.

Статья есть переводом заметки из блога датской компании Copenhagenize Design Company, которой было поручено создать концепцию велотрансформации города в соответствии с современными европейскими стандартами. Просматривать возможно тут.

Кратко, в том месте говорится, что в соответствии с замыслом, в Альметьевске уже выстроено 50км выделенных велодорожек (из двухста), а по большому счету, поставлены вот такие амбициозные цели — ничего невыполнимого для мелкого города со 150 000 обитателей:

— рост доли велопоездок на 10% в течение пяти лет;

— 20% школьников, приезжающих на учебу на велосипеде, через пять лет;

— поездки на велосипеде должны быть одинаково популярны у мужчин и у дам;

— ездить на велосипеде в Альметьевске станет надёжнее, чем раньше;

— приоритетное внимание к велоинфраструктуре в зимние месяцы.

Проект оценен в 3,6 миллиона евро, финансируется бюджетом города и вливаниями от нефтяной компании ТатНефть. По большому счету, заметка написана в очень радужных тонах, видно, что датчанам таких больших подрядов в далеком прошлом не перепадало.

Нельзя исключать, что Альметьевск станет примерно показательным городом европейского типа, которым будет гордиться республика, а пользуются инфраструктурой обитатели либо нет, дело десятое. А возможно и нет, возможно, люди кинут собственные автомобили, сядут на велосипеды и начнут передвигаться на байках и зимний период и летом.

Велосипед — не транспорт в отечественных городах

Я приветствую полностью всё, что связано с развитием велосипедной инфраструктуры, но… простите, я не верю во всё это. Страшно далеки велосипедисты от народа и её правителей В бывших советских республиках. Мне весьма приятно пользоваться достаточно развитой сетью велодорожек в Таллине, но наряду с этим я осознаю, что израсходованы огромные деньги для потребностей 1% населения.

Неприятность не в велодорожках как таковых, а в велосипедистах, правильнее, их малом количестве. Наклонные мусорки и подставки для ног около светофоров, это, само собой разумеется, сильно, но пока другие чиновники и мэр не начнут ежедневно ездить на работу на велосипедах, ничего не получит.

Кроме того у нас, в довольно велосипедной Эстонии, байк для подавляющего количества велосипедистов — это спортивный боеприпас, средство расслабиться по окончании работы, подышать свежим воздухом, скинуть пяток лишних кг — всё, что угодно, но лишь не транспортное средство, о чем так грезят мэры.

Но, что-то я через чур очень плохо наблюдаю на вещи, в итоге, кроме того невооруженным взором видно, что количество велосипедистов растет из года в год, пускай большая часть из них катает лишь летом, но смена менталитета это вопрос десятилетий. Процесс идет, посмотрим, что из этого выйдет.

Для чего людям пересаживаться на велосипеды?

Меня постоянно интересует, в то время, когда я слышу о аналогичных единичных проектах — а что вынудит людей поменять собственные машины на велосипеды? Пробки в городе с 150К обитателей? Я вас умоляю… Забота о собственном здоровье?

Да, прокатиться по окончании работы либо в выходной прекрасно для здоровья, но это мы и по сей день замечаем, и это не имеет никакого отношения к замене авто на вело в плане транспорта.

Что еще, забота об окружающей среде? Вызывающий большие сомнения стимул, дабы пересадить среднего обитателя маленького (и не загазованного) города. Экономия времени и денег?

Время на велосипеде не сэкономишь, по причине того, что в мелком городе твоя средняя скорость постоянно будет меньше авто как минимум вдвое, денег не сэкономишь большое количество, учитывая невеликие пробеги да и то, что машина всё равняется нужна.

Возможно, сработает в мегаполисах? Я неоднократно задавал вопросы привычных москвичей и питерцев, стали бы они действительно пользоваться байком вместо авто? Очевидно, нет, они утвержают, что лучше израсходовать два часа на пробки и дорогу в горячей машине, чем потеть на велосипеде либо толкаться в метро.

Выходит, что при существующем положении вещей, у людей стимул поменять эргономичную и стремительную машину на медленный велосипед, будь то громадный либо мелкий город. Единственная обстоятельство, из-за чего ничтожный процент населения перемещается на байках — энтузиазм, а энтузиазм, как мы знаем, не подвластен логике и здравому смыслу.

Какой стимул может вынудить простого человека отказаться от повседневного применения автомобили в пользу велосипеда? А я вам сообщу, какой — громадные затраты. До тех пор пока затраты на содержание авто и яркие траты на бензин/страховку/парковку будут в пределах допустимых, шофер в здравом рассудке на байк не пересядет.

А как же в Европе?

Ссылаясь на опыт Дании либо Голландии, довольно часто приводят в пример менталитет, но что это в действительности значит? Датчане что, из чего-то другого сделаны либо они мазохисты, предпочитают теплому салону авто вдыхать очень холодный воздушное пространство и мокнуть под дождем? Да ничего аналогичного, легко среднему датчанину весьма невыгодно иметь машину и отдавать на её содержание треть собственного дохода.

В случае если взглянуть на историю велосипедизма Европы, то первый её виток был по окончании войны, в то время, когда у людей тупо не хватало денег кроме того на мотоцикл, а передвигаться как-то так как необходимо — вот вам совсем естественное применение велосипеда в качестве транспорта, а также отсутствие велодорожек не мешало.

Когда экономика отправилась в рост, люди стали пересаживаться с вело на мото и авто, велосипед опять стал уделом спортсменов, энтузиастов, жителей и студентов провинции. Это полностью обычный всемирный тренд: до тех пор пока денег нет, ездят на вело, когда деньги появляются, народ массово пересаживается на авто.

Кто был в государствах Азии, тот знаком с дорожной иерархией: вверху пикапы и джипы, чуть ниже легковые авто, позже бигбайки, еще ниже скутера и мопеды, и в самом низу — велосипеды. Кроме того Китай и Индия деятельно пересаживаются с велосипедов на мотобайки и машины.

Так вот, возвращаясь в Европу — что же вынудило людей повторно сесть на велосипед? Снова таки деньги. В семидесятые произошёл нефтяной кризис, и правительства многих государств-членов Евросоюза, осознавая собственную зависимость от импортируемой нефти, решило снизить потребление бензина личным транспортом.

Внедрялось это в три параллельных потока: во-первых, быстро были увеличены цену на всё, что связано с автомобилем — бензин, страховка, налоги, парковка, штрафы и т.д., во-вторых, в городах стали деятельно строить велоинфраструктуру, а в третьих — началась массированная пропаганда передвижения на велосипедах, в движение шли все козыри, от защиты и улучшения здоровья внешней среды до экономии личных средств.

И сработало так как. Продолжительно, медлительно, но правильно, за пара десятилетий народу удалось вбить в голову обыденность и нормальность велосипеда в качестве транспорта. Многие люди в городах на данный момент кроме того не вспоминают от покупке авто, легко по причине того, что они уже привыкли к велосипеду.

Сказать о том, что в том месте живут какие-то высокодуховные люди, которым чужда тяга к комфорту — совсем не правильно. Стоит лишь сделать цены на содержание авто приемлемыми — народ, возможно, не сходу, но со временем пересядет в эргономичный и теплый салон автомобили. И следующему поколению будет так же дико применять байк для повседневных поездок, как отечественным с вами соотечественникам.

Я, само собой разумеется, не беру в учет те места, где легко физически некомфортно пользоваться авто — узкие улочки в центре городов Европы.

Так что на мой взор, сети велодорожек и наклонные мусорки — это превосходно и для нас, велосипедистов, это лишь плюс, но ни о каком массовом применении байков нет и не может быть речи, пока автомобиль так дешёв. Желаете так, как в Голландии? А вы готовы к понижению лимита скорости в городах и многократному увеличению авторасходов?

Может, лучше пускай останется так, как имеется?

[ ТРАНСПОРТ для ДЕТЕЙ — ВСЕ СЕРИИ ПОДРЯД ] Развивающие ВИДЕО про СПЕЦТЕХНИКА для ДЕТЕЙ в качестве HD

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: