Велосипед в истории

Велосипед в истории

Мысль передвигаться на колесах, применяя только силу мышц, будоражила головы пытливых людей в далеком прошлом. Еще в 1418 году итальянец Джованни Фонтана привел в перемещение конструкцию, передавая силу ног на задние колеса посредством веревки. Но эту четырехколесную тележку вряд ли возможно назвать прообразом велосипеда.

В первой половине 50-ых годов XVIII века русский крепостной ученый Леонтий Шамшуренков сконструировал “самобеглую коляску”, уже больше напоминавшую современный велосипед. Спустя сорок лет узнаваемый механик Иван Кулибин смастерил трехколесную “самокатку”: упрочнения ездока передавались на колеса при помощи педалей через сложную совокупность рычагов. Но широкого распространения эти конструкции не взяли.

Обитатели Нижнего Тагила смогут с гордостью заявить: “Велосипед изобрел отечественный земляк!” И в качестве доказательства укажут на несложную двухколесную конструкцию, хранящуюся в местном краеведческом музее. И поведают историю о крепостном крестьянине Артамонове, что сконструировал велосипед где-то в 1800 году и якобы преодолел на нем около двух тысяч верст из уральского села Верхотурье до Москвы.

За что изобретателю и всему его потомству была дарована свобода от крепостной зависимости. Но это, наверное, не больше чем легенда: химический анализ железа музейного экспоната продемонстрировал, что сконструирован он не раньше 1870 года.

самый реальный претендент на лавры изобретателя велосипеда — германский доктор наук барон Карл фон Дрез. В 1817 году он создал двухколесный самокат, что назвал “машиной для бега”. Древесная рама, руль, два колеса. Никаких педалей — двигайся, отталкиваясь от почвы ногами. Однако фон Дрез взял патент на собственный детище.

В честь изобретателя его нарекли дрезиной (под таким заглавием нам больше знакома тележка, движущаяся по рельсам).

В 1839—1840 годах шотландский кузнец Макмиллан приделал к дрезине Дреза педали и седло, которое пребывало между передним и задним колесами. Переднее колесо поворачивалось рулем, заднее приводилось в перемещение посредством шатунов.

В первой половине 50-ых годов XIX века француз Пьер Мишо запатентовал педальный привод, прикрепленный к переднему колесу. Прообраз современного велосипеда оснастили тормозом и подпружиненным седлом. Эта модель именовалась “костотрясом”.

Во второй половине 60-ых годов XIX века изобретатель Каупер создал конструкцию колеса со спицами. По окончании того как год спустя в парижском пригороде Сен-Клу прошла двухкилометровая гонка на “костотрясах”, катание на них стало забавным увлечением.

1870—1885 годы — время “пауков”. Так именовали велосипеды с громадным передним колесом, к которому прикреплялись педали. Заднее колесо было в разы меньше. Огромным колесо делалось чтобы за один его оборот проехать как возможно большее расстояние.

Велосипедист уже имел возможность разгоняться до 30 км/ч. Но езда на таком “пауке” была травмоопасной: мельчайшая кочка имела возможность вызвать падение с более чем метровой высоты.

Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века шотландец Джон Бойд Данлоп “обул” колеса в надувные шины из каучука. Затем велосипеды избавились от неблагозвучной клички “костотрясы”. Через год изобрели механизм и педальные тормоза свободного хода, разрешавший велосипеду катиться без упрочнений человека. Одновременно с этим показались и ручные тормоза. Позднее британский изобретатель Лоусон добавил в конструкцию “паука” цепную передачу.

Эта модель именовалась “кенгуру”, ее скорость зависела от размеров шестерен. В первой половине 80-ых годов XIX века городская управа Санкт-Петербурга зарегистрировала приблизительно сто аналогичных велосипедов, скоро они начали появляться и в Москве.

Первый велосипед, похожий на современный, сконструировал в первой половине 80-ых годов XIX века британский изобретатель Джон Кемп Старли. Именовался он rover (“скиталец”). В отличие от “паука” колеса у ровера стали однообразного размера, сиденье пребывало между ними, показалась цепная передача на заднее колесо.

Модели таковой конструкции были уже более надёжными. Во многих языках ровер (в белорусском — “ровар”) и поныне есть синонимом слова “велосипед”.

В начале XX столетия начали конструировать механизмы переключения скоростей. Один из них заключался в том, что на заднем колесе крепились две звездочки различных размеров. Дабы перевести скорость, нужно было остановиться, снять колесо, перевернуть его, натянуть цепь, зафиксировать.

Тумблер скоростей, используемый сейчас на большинстве велосипедов, изобретен в первой половине 50-ых годов двадцатого века известным производителем велосипедов и итальянским велогонщиком Туллио Кампаньоло.

Производство велосипедов сыграло громадную роль в создании технической базы для других видов транспорта. Многие технологии металлообработки, созданные для изготовления велосипедных подробностей, потом употреблялись в производстве самолётов и автомобилей. Узнаваемые автомобильные компании “Ровер”, “Шкода”, Morris Motor Company, “Опель” начинали собственную деятельность как велосипедные.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

  • Лишь в Англии и США на патенты с предложением усовершенствовать велоконструкции было подано около 6000 заявок.
  • С 1890 года стали популярными многодневные велогонки. К ним относится ветшайшая 1200-километровая Париж — Брест — Париж. Многодневная велогонка “Тур де Франс” в первый раз прошла в 1903 году и относится к категории гранд-туров — самая популярная и респектабельная из всех существующих.
  • Первые 2200 советских велосипедов в первой половине 20-ых годов XX века изготовил Харьковский завод. В 1969-м в СССР их было выпущено уже более 4 миллионов.
  • Сейчас велосипеды самый популярны в государствах Северной и Западной Европы. Самая продвинутая в этом замысле Дания, среднестатистический обитатель которой проезжает за год на велосипеде 893 километра. Следом “катят” Нидерланды — 853 км, “на счетчике” немцев и бельгийцев — около 300 километров.

Кто такая модель? Как стать моделью. KModels by Alla Kostromichova

Читайте также: