Велосипедные амортизаторы: разновидности и их настройка
Содержание
- Для чего необходимы амортизаторы
- Разновидности
- Способы настройки амортизационной совокупности
- ремонт амортизаторов и Самостоятельная разборка
- Подседельная амортизация
- Комментарии
Популярность двухколесного транспорта из года в год продолжает неуклонно расти. Появляются новые модели и совершенствуются уже существующие. Громадным спросом стали пользоваться велосипеды для применения в своеобразных условиях: езда без дороги, пересеченная местность, прыжки через препятствия.
В конструкцию включены особые элементы – амортизаторы, каковые разрешают многократно эксплуатировать байк и не испытывать дискомфорта при передвижении.
Для чего необходимы амортизаторы
Традиционно амортизаторы для велосипедов складываются из рессор (пружины) и демпфера. Пружины, как более замечательный элемент, разрешают снижать ударные нагрузки на велосипедиста и раму при перемещении по неровностям на высокой скорости. К функциям демпферов относятся стабилизация положения и гашение колебаний.
Необходимо подчернуть, что демпфирующая совокупность выступает в качестве дополнительной и устанавливается не на все типы амортизаторов.
Стандартная схема: пружина + демпфер
Начальная установка проводится на байки и горные велосипеды со спортивным уклоном. К примеру, в соревнованиях по даунхиллу велосипедисту требуется скоро проехать автостраду, усыпанную камнями, имеющую кочки и ямы. Часто приходится подпрыгивать в атмосферу для перескока высокой преграды.
Напротив, амортизаторы не монтируются на дорожные и шоссейные велосипеды, поскольку они предназначены для перемещения по асфальту, и не подходят для поездок по пересеченной местности. Не смотря на то, что велосипедисты время от времени смогут самостоятельно их ставитьдля увеличения комфорта при езде по неровным дорогам.
Разновидности
Как правило совокупности устанавливаются в передней части велосипеда и носят название амортизационной вилки. Наименование говорит само за себя: устройство колебаний и гашения ударов находится в части рамы, к которой крепится переднее колесо. Существует пара типов передних амортизаторов:
- Твёрдые пружинные.
- Пружинные с эластомерным демпфером.
- Воздушные.
- Масляные.
К первому виду относятся самые простые и недорогие устройства. Состоят они из твёрдых железных пружин, встроенных в ноги велосипедной вилки. Пружины таких амортизаторов не дополнены демпфером, почему они неэффективны при перемещении по пересеченной местности.
Но широко применяются на дорожных великах для комфортности.
Пружинно-эластомерные амортизаторы включают в себя твёрдую резиновый демпфер и металлическую рессору, расположенный по центру вилочной трубы. Таковой типнамного лучше гасит колебания, если сравнивать с прошлым, и может активно использоваться при перемещении по небольшим и средним неровностям. К значительному недочёту эластомерных амортизаторов относится низкая холодостойкость резинового демпфирующего штыря: при понижении температуры свойство гасить колебания значительно снижается.
Вилка и рессорно-эластомерный амортизатор
Высокой эффективностью, если сравнивать с пружинными, владеют воздушные амортизаторы. В качестве гасителя колебаний и смягчителя ударов используется воздушное пространство, закачиваемый вовнутрь вилки. Недочёты: ухудшение уплотнительных особенностей манжет и пропускание воздуха, и большая цена на вилки.
Масляные амортизаторы делятся на две подгруппы: масляно-воздушные и масляно-пружинные. «Пружиной» на них помогают накачанный в велосипедную вилку стальная рессора и воздух, соответственно. В качестве демпфера употребляется картридж, наполненный маслом.
Масляный картрижд
Обширно распространен и второй вид амортизаторов – задний, что ликвидирует остаточные силовые действия ведущего колеса. Большинство ударных нагрузок все-таки приходится на переднее колесо, исходя из этого совокупности амортизации позади используются в качестве дополнительных. По конструкции они схожи с передними.
Велосипед с двумя амортизаторами именуется двухподвесным.
Способы настройки амортизационной совокупности
Регулировка амортизаторов может проводиться несколькими методами:
- Настройка гибкости пружины.
- Изменение возврата пружины и скорости сжатия в исходное положение.
- Блокировка хода.
- Регулировка ходового расстояния пружины велосипедной вилки.
Чем прекрасно кожаное седло для велосипеда?
подвижности и Настройка жёсткости амортизационной пружины предполагает изменение стойкости к внешним действиям и подбор оптимальной характеристики. Так, чем тверже пружина, тем хуже она сопротивляется ударам при перемещении. В ослабленном состоянии амортизатор будет всегда «скакать», а на значительных препятствиях может и вовсе пробиться.
сжатия скорости и Подбор отскока разрешает подстроить амортизационную совокупность под конкретные условия передвижения: горная тропа, лесная дорога, полное распутье с ямами и камнями. Вместе с настройкой скорости используется и нивелирование длины хода велосипедного амортизатора: так добавляется либо убирается запас расстояния, в пределах которогоможет двигаться пружина. Делается это с целью уменьшения износа рессоры при долгой эксплуатации.
Блокировка хода – это «отключение» смягчающей свойстве. Пружина делается твёрдой и неспособной к деформации. Целесообразно использовать на ровном асфальте, где нет необходимости гасить удары.
ремонт амортизаторов и Самостоятельная разборка
Амортизационная совокупность требует периодического обслуживания, а при ремонта работы – и ухудшения осмотра. И в том, и в другом случае потребуется снятие вилки с велосипеда. Но, перед тем как приступить к описанию этого процесса (а он, кстати, несложный), отметим кое-какие особенности обслуживания.
Особенного внимания требуют масляные и воздушные вилки:
- Замена масла в картриджах через 4-5 тыс. км пробега.
- Чистка, проверка и смазка сальников на течь через 100-150 км.
- Еженедельная проверка манжет на пневматических вилках.
- Осмотр внешней поверхности на трещины и сколы.
Последний пункт применим и к простым пружинным либо эластомерным амортизационным вилкам. Кроме этого иногда потребуется поменять полимерный демпфер.
Разобранная амортизационная велосипедная вилка
Дабы снять и разобрать вилку, переворачиваем велосипед вверх колесами, демонтируем ободной тормоз и снимаем переднее колесо. Потом вытаскивается рулевой труба и вынос. Затем бережно снимается опорное кольцо и вынимается сама вилка.
Для извлечения пружины потребуется открутить болты регулировки силы, а после этого снять демпфер.
При помощи простой отвертки извлекаем уплотнители (пыльники либо сальники), после этого извлекаем всецело целый амортизатор. Переборка подробностей содержится в тщательном осмотре, чистке, замене и смазке некоторых элементов. В среднем, разборку вилки направляться проводить раз в сезон.
Установка переднего амортизатора и вилки на велосипед проделывается в обратном порядке.
Периодического осмотра требует и задний амортизатор. Стандартное обслуживание содержится в очистке и периодической смазке составных частей. Рекомендуется использовать для подвески частые высокотемпературные смазки.
Очищать поверхность пружин и демпфирующего элемента следует по необходимости.
Так выглядит задний амортизатор на велосипеде
Долгая эксплуатация сбивает ходовое расстояние амортизаторов, исходя из этого нужно иногда подтягивать пружины, настраивать отскока и скорости компрессии. Чтобы не было понижения чувствительности пружины к ударам рекомендуется проводить настройки поэтапно: сперва подобрать скорость сжатия, проверить при перемещении, а после этого отрегулировать скорость отскока.
Не следует пренебрегать амортизирующей совокупностью в неисправном состоянии.Это не только причинит неудобства при перемещении, но и будет содействовать ухудшению ходовых черт велосипеда – имеется риск погнуть колеса либо повредить раму. Независимую разборку подвесок направляться проводить в том случае, если имеется уверенность в их последующей сборке. В другом случае лучше будет ничего не трогать, а за ремонтом обратиться к экспертам.
Подседельная амортизация
Еще одним вариантом амортизации есть демпфирующий штырь под седлом.Такие устройства смогут устанавливаться как дополнения к уже имеющейся совокупности гашения ударов или для увеличения комфортности езды на велосипедах без амортизаторов. Подседельные штыри представлены двумя типами: телескопические и параллелограммные.
Телескопическое амортизирующее устройство
Штырь параллелограммный
Телескопические штыри, фактически, сами и имеется амортизаторы. В подседельной трубе расположена противоударно-демпфирующая совокупность: внутренняя труба, в полости которой находятся упругая пружина с резиновым демпфером. При наскоке на дорожные неровности амортизатор «ходит» вертикально в трубы, благодаря чему гасятся вертикальные колебания.
К значительному недочёту телескопического амортизатора относятся:
- Повышенное трение при долгом перемещении по неровной дороге.
- Противодействие колебаниям и ударам лишь по оси штыря.
- седла и Проседание пружин.
Все это послужило толчком к изобретению другого типа подседельного амортизатора – параллелограммного. Конструкция для того чтобы устройства представлена следующими элементами:
- Подседельная труба.
- Рычаги, закрепленные на шарнирах.
- Резиновый демпфер, что помещен между рычагами.
На амортизаторах для того чтобы типа седло смещается по плавной дуге благодаря сжатию эластомерного элемента. Движение параллелограммных штырей ниже, чем у телескопических, но они отличаются большей стойкостью и долговечностью к небольшим кочкам.
И тот, и второй тип амортизаторов требуют регулировки под вес велосипедиста, что позволяет ему срабатывать в том месте, где нужно. В другом случае передвижение будет некомфортным, к тому же, возрастает риск повредить раму.