Vuelta a espana (вуэльта испании)
Vuelta a Espana (Тур Испании), чаще именуемая Vuelta, третья гонка среди специалистов категории Ор (Hors, фр. — очень сложный, крайне необычный) проходит за 20 дней по дорогам Испании. Проводится каждый год, начиная с 1935 года, за исключением нескольких лет во время с 1937-го по 1954-й годы, в течении которых Вуэльта боролась за выживание в опустошённой войной Европе.
Кроме главных состязаний для юниоров проводится la Vuelta Junior.
Факты из истории
Создание Вуэльты целиком и полностью обязано многомесячной работе Clemente Lopez Doriga — испанского Анри Дегранжа, заключившего соглашение с ежедневной газетой Diario Informaciones об организации первой Вуэльты по примеру Французского и Итальянского туров. Главным доводом для Хуана Пуйоля (Juan Pujol), редактора Diario Informaciones, как и в двух прошлых случаях, явились увеличение тиражей и финансовые успехи газет-спонсоров Тура де Франс и Джиро д’Италия — L’Auto и Gazzetta dello Спорт соответственно. Действительно, в отличие от двух вторых гранд туров, цвета призовых маек Вуэльты никак не связаны с цветами газеты-спонсора, так что приводимый время от времени вид страниц Diario Informaciones есть скорее знаком, чем прототипом-базой чего-либо.
Первая Вуэльта стартовала в Мадриде 29 апреля 1935 года и завершилась в том месте же.
В последующие годы (за редкими исключениями) это вошло в традицию. В гонке участвовали 50 спортсменов. Неспециализированный километраж гонки, поделённой на 14 этапов, составил 3411 км (в среднем по 243 км на этап).
10 из 14 этапов имели протяжённость более чем 250 км, что по нынешним меркам фактически поразительно. Гонщики применяли тяжелые велосипеды, сделанные из железа, шины всегда прокалывались (дороги так как тогда намерено перед гонкой не подметали), они сами ликвидировали поломки собственных велосипедов — техничек также не было. Были случаи, в то время, когда болельщики отдавали гонщикам собственные индивидуальные велосипеды, в случае если те не могли починить собственные.
По большому счету, та первая Вуэльта была весьма тяжёлой: из 50 стартовавших гонку завершил 21 спортсмен (42% участников), из которых испанцев было лишь четверо (из 42-х стартовавших). О трудностях состязания возможно делать выводы по следующей оценке гонщиков и менеджеров: Наилучшим путём к победе на Вуэльте есть потребление горячительных коктейлей от Perico Chicote. Британский джин, полстакана итальянского вермута и ещё пара дополнительных ингредиентов — вот составные части чудесного состава, что делает вероятным достижение финиша в состязании, самом ожесточённом из всех известных.
Борьба за победу в первой гонке свелась к соперничеству между Густаво Делоором и испанцем Мариано Каньярдо. Бельгийский гонщик продемонстрировал себя лучше в горах и заслуженно победил с 14-минутным отрывом от Каньярдо. Победитель в главной классификации Густав Делоор взял приз 15.000 песет (для сравнения, победитель этапа приобретал 300 песет).
Многие тренеры и специалисты вычисляют Вуэльту самой сложной по рельефу многодневкой. Чуть ли не добрая половина всех этапов проходит в горах. Неудивительно, что призёрами и победителями Вуэльты с каждым годом становятся лишь классные горняки (Эрас, Ульрих, Олано, Ромингер, Жалабер и др.).
Вследствие этого Вуэльта заслуженно славится собственными вершинами: самые легендарные из них — это Alto de El Angliru в Астурии — один из самых крутых подъемов не только в Испании, но во всей Европе (перепад высот 1573 м, протяжённость подъёма 12.9 км, большой уклон — замечательные 23.6%), Estacion de Esqui Valgrande/Pajares — практически сорокакилометровый подъём, Sierra Nevada, Lagos de Covadonga, Puerto de Navacerrada.
Призовые майки Вуэльты
На Вуэльте 4 вида призовых маек – красная, зеленая, гороховая и белая. В отличие от Тура, где стараются распределить майки между различными гонщиками, на Вуэльте прослеживается тенденция «взаимосвязанных» результатов, в то время, когда фаворит в одной номинации может лидировать и в второй, а также во всех четырех сходу.
Вместе с соответствующей майкой присуждаются кроме этого финансовые призы.
Красная: «maillot rojo» — на плечах фаворита неспециализированного зачета. Она была изначально оранжевой в 1935-ом, в то время, когда Вуэльта стартовала; позже поменялась на белую в 1941, но возвратилась к оранжевому цвету. В 1955 организаторы решили сделать её желтой, позаимствовав цвету Тур де Франс — таковой она и оставалась впредь до 1999 года, с одним «оранжевым» исключением в 1977-ом.
В более поздние времена майка стала золотой, а в 2010 году был принят вариант красной майки, спонсируемый Французской сетью супермаркетов Carrefour.
Победитель этапа на Вуэльте приобретает 10 бонусных секунд, ставший вторым – 6, третье – 4 секунды. Промежуточные спринты дают 6-4-2 секунды соответственно.
Зеленая: спринтерская очковая номинация, но не обязательно ей обладает спринтер. Очки присваиваются на финише и промежуточных спринтерских отсечках, собравший громаднейшее количество очков делается обладателем зеленой майки.
Финишные очки: 25-20-16-14-12-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 приобретают первые 15 гонщиков.
Промежуточные очки: 4-2-1 для первых трех, пересекающих промежуточные спринты.
Обратите внимание, что в отличие от Тура однообразное количество очков присваивается на финише как горных, так и равнинных этапов. С громадным числом горных этаповпроисходит корреляция между неспециализированным зачетом и спринтерской очковой номинацией. Хороший пример 2012 года, в то время, когда Джон Дегенкольб победил 5 этапов, но был лишь четвертым в борьбе за зеленую майку, обладателем которой стал Алехандро Вальверде.
Спонсором майки выступает правительственное агентство по утилизации отходов.
Гороховая майка, она же «майка горного короля», несет тот же суть, что и соответствующая майка на Туре, лишь «горох» тут светло синий цвета. Очки присваиваются на категорийных вершинах в гору. Тогда как на Туре 5 категорий (от четвертой до наивысшей НС), Вуэльта ограничилась тремя. Но существуют определенные исключения, в то время, когда горный финиш приносит больше очков.
Помимо этого, подобно призу Коппа Джиро за взятие самой высокой горы на Джиро Д’Италия, дополнительные очки на Вуэльте приносит приз Альберто Фернандеса. Это будет Port d’Envalira – быть может, самый большой, но точно не самый тяжелый подъем на нынешней Вуэльте, он проходит по широкой хорошей дороге, основной транспортной артерии Княжества Андорра.
Приз спонсируется испанской национальной лотереей Loterias y Apuestas del Estado.
Cima Alberto Fernandez (Port de Envalira, этап 14): 20-15-10-6-4-2 такие очки получат первые шесть покорителей
Горный финиш: 15-10-6-4-2 – для первых пяти
Горы 1 категории: 15-10-6-4-2
Горы 2 категории: 5-3-1
Горы 3 категории: 3-2-1
Белая майка: не путать с белой майкой на Туре. На Вуэльте белая майка присуждается в ранге «комбинированной очковой номинации» гонщику с лучшей позицией по сумме трех перечисленных выше номинаций. К примеру, гонщик, занимающий 3 место в ГК, 5-е в очковой и 8-ое в горной номинациях приобретает 3+5+8 = 16 очков, а гонщик 9-й в ГК, 4-й в «зеленой» и второй в борьбе за горох 9+4+2 = 15 соответственно.
Побеждает тот, у кого мельчайшее количество баллов.
Спонсор белой майки – аграрная компания Fertibibera, занимающаяся производством сельскохозяйственнойпродукции.
Увидьте, на Вуэльте нет «майки лучшего молодого», по причине того, что правильно UCI количество призовых маек лимитировано, дабы не перегружать дополнительными «внутренними» соревнованиями гонку.
Другие призы
На каждом этапе присуждается звание «самого агрессивного», очень субъективный приз, зависящий от мнения судей, «безочковая» номинация.
Имеется и командная классификация, где складываются три отличных показателей из каждой команды на каждом этапе. Не путайте – это не сумма трех отличных показателей в ГК.
Финансовые призы
Победитель этапа приобретает 11 тыс. евро, занявший второе – 5.5 тысяч, и по убывающей до скромных 360 евро за 20-е место.
За победу в общем зачете в Мадриде вручается 112 тысяч евро, за второе место – 57 тыс., третье – 30 тыс.,и по убывающей шкале до 3800 евро за 20-е место
Имеется ещё пара финансовых призов:
160 евро каждый день надеется красномаечному, по 95 приобретают зеленая и гороховая майки, 70 – белая.
По результатам всей гонки 13 тыс. приобретает «горный король», 11 тыс. – обладатель зеленой майки
Покорившему первым самую высокую Port d’Envalira приз Альберто Фернандеса принесет 1520 евро.
Первые трое на горных финишах и промежуточных спринтах также награждаются, существует ещё множество «микроплатежей» для самого агрессивного, лучшей команде на этапе, и т.п.
В общем итоге призовой фонд насчитывает больше миллиона евро.