Планетарные втулки
Планетарная втулка, либо втулка с внутренним механизмом переключением передач (internal gear hub — англ.), либо легко планетарка, — это обширно распространённая на велосипедах совокупность трансформации передаточного отношения, реализуемая посредством эпициклических либо планетарных шестерёнок (от которых и стала называться). Шестерёнки со смазкой герметично расположены в оболочки планетарной втулки, что отличает её от хороших совокупностей переключения скоростей, в которых механизм и привод подвержены действию негативных погодных условий.
Планетарные втулки в отличие от простой совокупности переключения скоростей имеют меньше передач, больший вес и мало меньшую эффективность. Передача с прямым приводом мало действеннее за остальные передачи, поскольку на прямой передаче отсутствуеттрение в планетарном механизме. На большинстве планетарных втулок отсутствуетэксцентриковое крепление.
Но планетарные втулки надёжней, лучше защищены от загрязнения, смогут переключать передачи при остановке велосипеда, что при езде по городу с постоянными остановками есть крайне важным преимуществом планетарных втулок. Изменение передаточного отношения в большинстве случаев реализуется простым тумблером, соединённым со втулкой посредством простого боуденовского троса. У планетарных втулок всегда было лишь дискретное переключение (фиксированное, «щелчками»).
на данный момент стали широко распространены эргономичные тумблеры поворотного типа.
Самая идеальная планетарная втулка Rohloff Speehub 500/14.
Планетарные втулки употреблялись на велосипедах ещё в XIX-ом веке. По большей части это были 3-скоростные планетарные втулки, давшие велосипедистам несложную и системупереключения передач. С усовершенствованием и ростомпопулярности дерайлера в первой половине семидесятых годов прошлого века на протяжении бума горных велосипедов планетарные втулки потеряли собственную популярность. Со в большинстве веломагазинов временем стало сложно приобрести планетарные втулки.
Это безрадосно, поскольку для эпизодических и неспортивных поездок оптимальнееподходит велосипед с планетарной втулкой. С разработкой 7-скоростных втулок широкого диапазона в конце 90-х, планетарные втулки пережили второй восход солнца. С того времени они вечно совершенствуются.
Исторически рынок планетарных втулок принадлежал четырём компаниям. Sturmey-Archer и SRAM производили планетарные втулки ещё в первом десятилетии XX-го века. Shimano создаёт планетарные втулки с 1957 года.
Rohloff относительно молодая компания, но она отличилась выпуском самой технически идеальной планетарной втулки. В случае если вам занимательна история планетарных втулок, просматривайте статью про историю планетарных втулок и британских трёхскоростных велосипедов с планетарными втулками Sturmey Archer.
14-скоростные | 3-скоростные | 3-скоростные | 3-скоростные |
7скоростные | 4-скоростные | 4 и 5-скоростные | |
8-скоростные | 7-скоростные | 7-скоростные | |
9-скоростные | 8-скоростные | 8-скоростные | |
12-скоростная | 11-скоростные | Гибридные |
У планетарных втулок долгий срок работы, на протяжении которого они фактически не требуют техобслуживания. Многие планетарные втулки не вычислены на высокие нагрузки на соревнованиях, в горной местности и на распутье. Большая часть велосипедов и городских велосипедов для поездок на работу, в особенности в Европе, в большинстве случаев оснащены дешёвыми по цене 7-скоростными и 8-скоростными планетарнымивтулками.
На ветхих и недорогих велосипедах довольно часто возможно встретить 3-скоростные планетарные втулки. В большинстве случаев они употребляются в Европе в совокупностях обмена велосипедов. Они кроме этого довольно часто употребляются на многих складных велосипедах.
В некоторых втулках кроме того имеется задняя передача, нужная на трёхколёсном велосипеде, либо фиксированная передача (без свободного хода), любимая многими велосипедистами и удобная для езды зимний период и тренировок. на данный момент возможно приобрести втулку максимум с 14 передачами, которая способна на равных соперничать с дерайлерами. В отличии от хороших совокупностей переключения передач на планетарные втулки возможно установить полную защиту цепи, увеличивающую срок работы цепи и предотвращающую загрязнение одежды.
Повседневное применение планетарных втулок.
Хорошие планетарные втулки индексируются в манетках, наряду с этим правильность индексации зависит от смазки троса и правильной регулировки натяжения. На практике перескок скоростей и соответствующееповреждение внутренних механизмов видятся очень редко. Современные механизмы втулки выполняют индексирование собственными силами и вследствиеэтого они защищены от поломок из-за неисправности совокупности переключения скоростей.
Планетарные втулки Sturmey Archer и FichtelSachs «Torpedo» при ненатянутом тросе установлены на самую верхнюю передачу, что делает велосипед пригодным для путешествий на долгие расстояния по равнинной местности кроме того при поломки механизма переключения передач. Это напоминает обстановку с дерайлером, что при аналогичной поломки возможно вручную установить на верхнюю передачу. Кое-какие современные планетарные втулки (к примеру, 7-скоростная Shimano) по умолчанию установлены на нижнюю передачу и следовательно они более чувствительны к натяжению троса.
Многие планетарные втулки трудятся на увеличение передаточного отношения и следовательно исходя из этого отпадает необходимость в громадных ведущих звёздах при их установке на складные велосипеды с мелкими колёсами.
Новейшие многоскоростные планетарные втулки для велосипеда.
Передовые планетарные втулки предлагают много передач. В них употребляются бессчётные планетарные шестерни, каковые приводят в перемещение друг друга. Передаточные отношения выбраны так, дабы дать максимально равномерно расположенные передачи и громадное неспециализированное передаточноеотношение. Принцип работы планетарной передачи у них такой же, как и у более несложных планетарных втулок.
Комплектуются триггерным либо поворотным тумблером с дискретным переключением.
12-скоростная Sachs Elan первенствовалапланетарной втулкой на рынке (1995 — 1999 годы), имевшей более десяти скоростей. К сожалению, она была через чур тяжёлой, низкого качества и вследствие этого была снята с производства через пара лет.
14-скоростная планетарная втулка Rohloff Speedhub— это наилучшая планетарная втулка, торжество германских разработок. Была представлена во второй половине 90-ых годов двадцатого века, имеетдиапазон превышающий 5:1, может легко соперничать с 24-скоростными либо 27-скоростными хорошими совокупностями переключения скоростей, каковые имеют три перекрывающихся диапазона, так предоставляя всё те же 14 отдельных передач. Так как у планетарной втулки передачи не перекрываются, то она легче в управлении.
Благодаря масляной ванной КПД планетарной втулки Rohloff соизмерим с хорошими совокупностями переключения скоростей. У неё одинаковыешаги между передачами (13.6%): 0.279, 0.316, 0.36, 0.409, 0.464, 0.528, 0.6, 0.682, 0.774, 0.881, 1, 1.135, 1.292, 1.467. Поставляется с задними звёздочками на шестнадцать зубьев, вместе с тем дешёвы задние звёздочкина 15 и 17 зубьев.
Долгожданная 11-скоростная Shimano Alfine 700, представленная в 2010 году, благодаря собственной цене быстро увеличила доступность планетарных втулок для рядовых велотуристов. Имеет диапазон более 4:1, соизмеримую с 20-скоростными дерайлерами масляную ванную и трансмиссию для обеспечения большей механической эффективности.
В туризме предпочтительней применять 11 — 14-скоростные велосипедные планетарные втулки, каковые по обстоятельству их большой стоимости фактически недоступны рядовому велотуристу. на данный момент на туристический велосипед с планетарной втулкой устанавливаются в основном недорогие Shimano Nexus 8.
Перечень главных планетарных втулок:
Rohloff AG | Speedhub 500/14 | 1998 | 14 | 526% | 1700 — 1825 г | Спорт, туризм | |
Shimano | Alfine 11 SG-700 | 2010 | 11 | 419% | 1600 — 1744 г | Городская езда, спорт | |
Shimano | Alfine 8 SG-500 | 2006 | 8 | 307% | 1600 г | Городская езда | |
Shimano | Nexus Inter-8 | 8 | 307% | 1550 — 2040 г | Городская езда | ||
Shimano | Nexus Inter-7 | 1995 | 7 | 244% | 1465 — 1860 г | Городская езда | |
Shimano | Nexus Inter-3 | 3 | 187% | 1220 г | Городская езда | ||
SRAM (Sachs) | Spectro E12 (Elan) | 1995 | 12 | 339% | 3500 — 4000 г | Городская езда | |
SRAM | i-Motion 9 | 2005 | 9 | 340% | 2000 — 2400 г | Городская езда | |
SRAM (Sachs) | Spectro S7 (Super 7) | 2010 | 7 | 303% | 1645 — 1826 г | Городская езда | |
SRAM (Sachs) | аккумуляторная P5 (Pentasport), P5 Cargo | 1987 | 5 | 224-251% | 3500 — 4000 г | Городская езда | |
SRAM (Sachs) | Spectro T3 / i-Motion 3 / Torpedo Dreigang | 1987 | 3 | 187% | Городская езда | ||
SRAM (Sachs) | Neos/Spectro 3×7 | 1994 | 3(x7) | 187%(?) | Городская езда | ||
Sachs | Torpedo Duomatic/Automatic | 2 | 136% | Городская езда | |||
Sturmey Archer | XRF-8, X-R[F/D/K]8 | 2007 | 8 | 305-325% | 1480 — 1600 г | Городская езда | |
Sturmey Archer | S5, AT5, SAB, Sprinter-5, [S/X/XL]-R[C/D/F/K]5 | 1966 | 5 | 225-256% | 1200 — 1760 г | Городская езда | |
Sturmey Archer | F[C/M/G/W] | 1935 | 1970 | 4 | 134-160% | Городская езда | |
Sturmey Archer | A[BC/T3], AW[C], S[C3/SAB], [S/X/XL]-R[F/S/F]3 | 1933 | 3 | 178% | 1000 — 1380 г | Городская езда | |
Sturmey Archer | [S/B]2[C] Duomatic | 2010 | 2 | 138% | 930 — 1400 г | Городская езда | |
Brompton | BSR | 3 | 178% | Городская езда | |||
Brompton | BWR | 2009 | 3(x2) | 246% (302%) | 940 г | Городская езда | |
Fallbrook | NuVinci N171 | 2007 | 2010 | Постоянные | 350% | 3850 — 390 г | Городская езда |
Fallbrook | NuVinci N360 | 2010 | Постоянные | 360% | 2450 г | Городская езда |