Устройство горного велосипеда (терминология)
В велосипедном хобби устоялась собственная терминология, и совсем хорошо, если вы станете ее придерживаться с беседах с механиками, продавцами, да и просто с катающимися сотрудниками.
В данной статье я попытаюсь перечислить главные компоненты горного байка, не через чур углубляясь в нюансы, дабы не смущать начинающих. По большей части всё то, что видно невооруженным взором. Перечень их частей и узлов, а снизу картина с автографами.
Надеюсь, кому-то это будет полезно.
Статья ни за что не претендует на справочный формат: я не вижу смысла (да и не имею возможности) перечислить все вероятные стандарты, размеры либо разновидности веложелеза. Кроме этого примеры производителей, указанные в тексте — не более, чем примеры. Их больше, значительно больше.
Писать о всех них в заметке для начинающих — бессмысленно а также вредно. В случае если моим читателям нужна более правильная информация по велосипедным запчастям, имеет суть проследовать на тематические форумы, и в том месте пристально изучить вопрос.
Палки:
Руль. Бывают стандартного диаметра 25,4мм и оверсайз 31,8мм. Последние снабжают громадную жесткость. По конфигурации различают рули флет (прямые) и райзеры (с подъемом).
Обычный руль для велосипеда класса кросс-кантри (пересеченная местность без экстрима) — это райзер 600мм длиной. Материал: алюминий либо карбон (второе лучше).
Производители: Ritchey, FSA, Easton, RaceFace и другие.
Вынос руля. Размер привязан к диаметру руля: 25,4 либо 31,8мм. Отличаются углом и длиной подъема.
Материал: алюминий либо карбон (второе очень сильно дороже, видятся покрытые карбоном алюминиевые выносы — не брать).
Производители: Ritchey, FSA, Easton, RaceFace и другие.
Подседельный штырь. самый типичный размер 27,2мм, но на данный момент практически любой брендовый производитель делает раму под собственный размер штыря. Материал: алюминий, карбон, титан.
Предпочтительнее карбон из-за поглощения микровибраций, пара большая цена.
Ни за что не брать амортизационные штыри, сделанные по телескопическому принципу. Штырь закрепляется при помощи соответствующего по размеру зажима.
Производители: Ritchey, FSA, Easton, RaceFace и другие.
Дополнения:
Седло. Не имеет крепежных изюминок, подходит ко всем современных подседельным штырям. Различают спортивные седла — твёрдые, узкие и легкие, прогулочные — с громадным числом мягкого материала и туристические — кожаные, броский представитель Brooks.
Спортивные седла смогут иметь особенную эргономику, к примеру отверстие посередине, якобы служащее для защиты простаты от передавливания.
Кроме этого различают женские и мужские седла. Материал рамок: сталь, карбон и титан. Предпочтительнее первое, другое подвержено поломкам, в особенности под громадным весом. Производители: Selle Italia, Fizik, Selle San Marco, WTB, Brooks
Грипсы. Резиновые либо неопреновые ручки, наряжающиеся на финиши руля. Простые грипсы натягиваются с силой и без того же не легко снимаются.
Более эргономичные в установке оснащены винтами для крепления на руле.
Трансмиссия:
Совокупность. Комплект передних звезд с шатунами, устанавливающихся на ось — каретку. Материал звезд — сталь, сталь-алюминий и карбон. Последнее не нужно из-за стремительного износа.
Существует довольно много кареток и стандартов систем, перед апгрейдом либо ремонтов необходимо быть внимательным. на данный момент идет тенденция вытеснения ветхих не интегрированных совокупностей (квадрат, ISIS, Octalink) в пользу интегрированных (Hollowtech, BB30).
Шатуны различаются по длине, но главным размером принят 175мм, он подходит людям высокого роста и среднего.
Производители: Shimano, SRAM, RaceFace, FSA, Truvativ.
цепь и Кассета. Комплект задних звезд, материал — сталь. Маркировка кассет производится по диапазону передаточных значений звезд и их количеству.
Шоссейные и мтб кассеты взаимозаменяемы. Оптимальный диапазон для горного велосипеда в отечественных широтах: 11-32. 11-36 нужна для форсирования крутых горок.
Цепи различаются по количеству скоростей, не взаимозаменяемы. Производители: Shimano, SRAM.
Тумблеры. Передний под действием троса перебрасывает цепь на звезду большего диаметра. Существуют разные виды крепления тумблера к раме: Conventional, Top Swing, E-type, Down Swing, при апдейте либо ремонте это нужно учитывать.
Задний тумблер кроме этого трудится под действием троса, перебрасывая цепь на громадную звезду, на малые звезды цепь возвращается пружиной. Цепь крутится по направляющим роликам в рамке, именуемой лапкой.
Подводка троса к тумблеру не редкость простая (с петлей) либо прямая. Второе существенно лучше, так из-за отсутсвия петли трос испытывает меньшую нагрузку при вытягивании, и ликвидируется возможность зацепиться за что-то тросовой петлей. В первый раз прямую подводку применяла компания SRAM, на данный момент на нее перешла и Shimano.
Задний тумблер крепится к раме не на прямую, как это было раньше, на металлических рамах, а через держатель, именуемый петухом. При неудачного падения изменяется лишь петух, а рама остается невредима.
Производители: Shimano, SRAM.
Манетки (шифтеры). Различают триггерные и барабанные (grip-shift) манетки. Первые переключаются рычажками под пальцами, вторые — барабаном, что крутится всей ладонью. Триггерные манетки более привычны и для многих эргономичнее, но у грип-шифтов имеется хорошая изюминка, возможно практически мгновенно перейти с первой на последнюю передачу.
Имеется и минус — случайное срабатывание.
Производители: Shimano, SRAM.
Тормоза:
Гидравлический тормоз является замкнутую совокупность: тормозная ручка, в которой находится расширительный бачек, гидролиния и калипер (суппорт). Гидравлика не требует обслуживания при условии исправности совокупности — жидкость не требуется подливать, а колодки подводятся машинально по мере износа. Тормозные роторы бывают размеров 160 и 185мм для кросс-кантри и более 200мм для экстремального применения.
Производители: Shimano, SRAM.
Амортизация:
Вилка. Большая часть современных амо-вилок производятся под стандарт рулевой 1.1/8?. Ноги вилки скользят по направляющим в штанах вилки, а внутренние сальники не разрешают маслу вытечь наружу.
В отличии от имитаторов вилок, рабочие амо-вилки имеют системы и масляные картриджи отскока, снижающие раскачку при педалировании. Более универсальны вилки с воздушными камерами вместо пружины, дабы возможно было настроить работу под любой вес ездока.
Задний амортизатор кроме этого должен иметь совокупность, уменьшающую раскачку, поскольку задняя амортизация поглощает энергию педалирования еще посильнее. И передние, и задние амортизаторы различаются по глубине хода подвески. Чем более экстремальный вид езды, тем больший движение.
Производители: RockShox, Fox, Marzocchi, Manitou.
Колеса:
Обод должен быть двойным, из твёрдого алюминиевого сплава. Для мтб более предпочтителен широкий обод, для гибридов узкий. Обычный размер ободов — 26 и 28?.
29? — это маркетинговое наименование, в действительности найнеры имеют настоящий размер 28?. Производители: Mavic, WTB, Alex в один раз.
Спицы различаются по размерам, это зависит от расстояния от фланца втулки до обода. Обращайте внимание при замене спиц на это. Чем уже и легче спица, тем несложнее она ломается под нагрузкой, но необходимо заявить, что тут крайне важна грамотная работа сборщика колес. В любом случае, для громадных нагрузок лучше более прочные спицы.
Производитель: DT Swiss.
Втулки существуют с конусными и промышленными подшипниками. Первые требуют большего внимания: подтяжки, смазки и тд. Промышленные подшипники возможно имеют мало меньший ресурс, но значительно несложнее в обслуживании: все что необходимо — ветхий картридж на новый.
В большинстве случаев, для данной операции не необходимы инструменты. Кроме этого имеется отличие в креплении роторов дисковых тормозов. Имеется стандарт 6 болтов, а имеется шимановский CenterLock.
Производители: Shimano, Hope.
В некоторых случаях эргономичнее брать заводской вилсет.
Кликабельно