Четырехтактный двигатель скутера
Некогда на всех скутерах «полтинниках» устанавливались лишь только двухтактные двигатели.
Но необходимость повысить характеристики, снизить шумность скутера и расход бензина, сделать технику надежной убедили конструкторов попытать счастья с маломощными четырехтактными двигателями.
Опыт удался, и на скутеры стали устанавливать четырехтактные двигатели. Что же они являются?
Разбираем двигатель скутера
Самую малость теории о четырехтактных двигателях.
За один рабочий цикл «двигателя-четырехтактника» происходит преобразование тепловой энергии в механическую работу за 4 хода поршня и за 2 оборота коленчатого вала.
Цикл складывается из 4х тактов: впуск, сжатие, рабочий движение, выпуск.
Такт впуска.
Поршень из верхней мертвой точки (ВМТ) начинает перемещение в нижнюю (НМТ), параллельно с этим перемещением раскрывается впускной поршень и клапан начинает всасывать рабочую смесь в цилиндр.
Сжатие.
В то время, когда поршень доходит до НМТ, впускной клапан закрывается. Пройдя НМТ, поршень начинает двигаться назад к ВМТ и сжимать рабочую смесь до количества, равного количеству камеры сгорания.
Отношение полного количества цилиндра к количеству камеры горения именуют степенью сжатия. Она показывает, во какое количество раз уменьшился количество рабочей смеси если сравнивать с количеством до момента сжатия.
Рабочий движение.
В момент, в то время, когда поршень проходит точку, расположенную на расстоянии примерно 4-6 мм до ВМТ (на различных двигателях, в зависимости от их конструкции, момент зажигания происходит в различных положениях поршня довольно ВМТ), на свечу зажигания подается разряд, создающий искру на электродах свечи, которая воспламеняет смесь.
Данный момент именуется моментом зажигания. Воспламенение смеси необходимо обеспечить заблаговременно до ВМТ чтобы до тех пор пока поршень доходит до ВМТ, вся смесь успела догореть и дала большой толчок поршню уже по окончании ВМТ, соответственно, для получения максимальной производительности двигателя.
По окончании воспламенения из рабочей смеси начинает высвобождаться энергия, которая формирует давление на поршне. Пройдя ВМТ, давление двигает поршень вниз к НМТ, наряду с этим оба клапана закрыты. Это и именуется рабочим ходом.
Такт выпуска.
По окончании того, как поршень дошел до НМТ, а рабочая смесь догорела, в цилиндре образуются отработавшие газы, каковые необходимо удалить из него. Для этого (по окончании прохождения поршнем НМТ) раскрывается клапан выпуска, а поршень при перемещении вверх выдавливает все газы через выпускной канал в головке цилиндра на улицу.
Затем поршень приходит в ВМТ, выпускной клапан закрывается, а впускной раскрывается. Целый цикл повторяется заново.
Так устроен четырехтактный двигатель. В двухтактном двигателе все процессы происходят в противном случае. Головка цилиндра лишена клапанов, их роль делает поршень, и рабочий цикл проходит за один оборот коленчатого вала.
Вместо 4х тактов имеется лишь 2: 1-2 и 3-4 такты объединены (впуск-рабочий и сжатие ход-выпуск).
Конструктивные отличия между четырехтактными и двухтактными двигателями
Четырехтактный двигатель складывается из кривошипно-шатунного (КШМ) и газораспределительного (ГРМ) механизмов. В головке цилиндра установлены 2, 3 либо 4 клапана (1 впускной, 1 выпускной; 2 впускных с 1 выпускным; 2 впускных и 2 выпускных) и один распределительный вал (в случае если 2-3 клапана на цилиндр) либо два вала (в случае если на 1 цилиндр приходится 4 клапана).
Синхронизация распределительного вала с коленчатым осуществляется цепным приводом, а натяжку цепи осуществляет особое устройство – натяжитель цепи ГРМ.
В отличие от двухтактного двигателя, где смазка цилиндропоршневой группы осуществляется методом смешивания масла с бензином, у четырехтактного двигателяесть собственная независимая совокупность смазки, которая не требует смешивания бензина с маслом.
Устроена она следующим образом: в нижнюю часть картера (корпуса) двигателя заливается некоторый количество (до литра) масла, которое масляный насос через фильтрующий элемент закачивает в совокупность каналов, каковые ведут ко всем трущимся поверхностям; сам же масляный насос приводится в перемещение коленчатым валом через шестерни.
В отличие от двухтактного двигателя, у четырехтактного на поршень устанавливаются 2 дополнительных кольца – они именуются маслосъемными.
В поршне в месте их установки прорезаны щели, через каковые маслосъемные кольца возвращают снятое с зеркала цилиндра масло назад в картер двигателя, благодаря чему оно не выгорает вместе с бензином, как в двухтактном двигателе, а повторно употребляется.
Смазка поверхности цилиндра осуществляется способом разбрызгивания масла с коленвала при его вращении, на что оно подается под давлением масляным насосом.
Двухтактный двигатель устроен существенно проще – его конструкция состоит только из КШМ и ЦПГ (цилиндропоршневой группы).
Но отчего же везде не употребляется двухтактный двигатель, если он таковой простой? Сравним преимущества и недочёты обоих.
К преимуществам четырехтактного возможно отнести следующее:
- более эргономичен в ежедневном применении – не требуется смешивать бензин с маслом (не смотря на то, что во всех современных двухтактных скутерах данный процесс выполняется машинально), достаточно залить бензин в бак и ехать дальше;
- более экономичен, чем 2-тактный – в двухтактном двигателе вместе с горючим горит масло, расход масла образовывает 1 литр на 20 литров бензина, тогда как в четырехтактном двигателе расход масла отсутствует, если он новый.
Масло может расходоваться лишь на двигателе в нехорошем состоянии .
Кроме этого, «четырехтактник» более экономичен и по горючему – у четырехтактного двигателя строго дозированный впуск рабочей смеси, а у 2-тактного дозировка выпуска и впуска неустойчива.
Хуже и продувка цилиндра от отработанных газов, а соответственно этому и наполнение свежей рабочей смесью: по данной причине он проигрывает 4-тактному в мощности, и исходя из этого 4-тактный более устойчиво и ровно трудится;
- у четырехтактного двигателя значительно ниже дымность выброса благодаря раздельной совокупности смазки – масло не горит, глушитель не забивается так, как это происходит в двухтактном двигателе, и не требует регулярной чистки. Исходя из этого он еще и экологически чище;
- ресурс 4-тактного двигателя выше, т.к. смазка осуществляется под давлением, и она более качественная, чем в 2-тактном двигателе.
К недочётам возможно отнести следующее:
- более сложная конструкция, больше механизмов и деталей, чем в 2-тактном двигателе, что требует большего технического опыта для его ремонта;
- при производстве изначально четырехтактный двигатель дороже, дороже и его обслуживание, т.к. заменяемых подробностей в нем больше;
- требует регулярного вмешательства для разных регулировок (регулировка клапанов, натяжения цепи ГРМ) на каждых 20 000 км;
- по причине того, что рабочий цикл двигателя выполняется за 2 оборота коленчатого вала, а у 2-тактного – за один, ему необходимо вдвое больше времени, дабы развить требуемые обороты. Другими словами, 2-тактный двигатель достигает тех же оборотов, что и 4-тактный, в 2 раза стремительнее: это есть его преимуществом на дороге.
Но взвешивая все «за» и «против», четырехтактный двигатель на скутере окажется значительно более практичным за счет того, что он замечательнее, чище, надежнее и экономичнее.
Куда устанавливается четырехтактный двигатель?
Четырехтактные двигатели устанавливаются на солидную часть китайских скутеров (Viper, Mustang, Skymotoи др.). Из их японских собратьев возможно выделить HondaForesight 250, YamahaT-Max 500, HondaFizy 125, HondaLead 90, YamahaNeo’s 50.
Как сделать тюнинг скутера собственными руками , разглядим все возможности.
Восстанавливаем мотороллер «муравей» потом по ссылке.
Обслуживаем «четырехтакник»
Обслуживание четырехтактного двигателя скутера содержится в регулярной замене масла каждые 3 000-5 000 км пробега, масляного фильтра (если он предусмотрен конструкцией), воздушного фильтра, настройке зазора в проверке натяжения и клапанном механизме цепи ГРМ каждые 15 000-20 000 км (пробег указан примерно, т.к. у каждого производителя имеется собственный регламент).
Во какое количество обойдется «четырехтактник»?
Цены на расходные материалы четырехтактного двигателя самую малость выше, чем на материалы для двухтактного. К примеру, цена за масляный фильтр колеблется в пределах 150 — 1000 рублей в зависимости от типа фильтра и типа скутера, что на него устанавливается.
Масло для 2х-тактного двигателя ELF Moto 2HP ECO стоит около 347 рублей/литр, а 4-тактное ELF 4HP ECO 10w40 – 381 руб/литр. Воздушные фильтры на 2-тактные и 4-тактные двигатели находятся в одной ценовой категории – от 50 рублей до 2200 рублей, опять-таки, в зависимости от модели скутера.