Основные виды велосипедных тормозов. их плюсы и минусы.
Тормоз – наиболее значимая подробность велосипеда, несущая ответственность за безопасность перемещения и исходя из этого контролировать его нужно перед каждой поездкой.
Велосипедные тормоза бывают различных типов:
- барабанные (ножные);
- ободные;
- дисковые;
- роллерные;
- стремянные.
Мы кратко поведаем обо всех этих типах тормозов, но напомним, что на велосипедах, продающихся в отечественном магазине, установлены лишь 3 вида тормозов, как самые популярные. Это — барабанные (ножные), ободные типа V-brake и механические дисковые.
Любой из этих тормозов имеет минусы и свои плюсы и рекомендован для в полной мере конкретных вариантов применения. Основная задача любого тормоза – остановить велосипед. И все они ее решают.
Сильно выбор тормоза зависит от двух главных обстоятельств:
- режима эксплуатации велосипеда: где, как и в то время, когда Вы планируете ездить;
- Вашего денежного положения.
К примеру, дисковые – самые дорогие, а вибрейковые – существенно дешевле. Само собой разумеется, в случае если вопрос денег для Вас по большому счету не следует, то дисковые гидравлические тормоза – весьма хороший выбор. Но, честно говоря, в этот самый момент не все так конкретно – не все в нашей жизни решают деньги.
Итак, давайте разберемся по-порядку.
Начнем со ветхих, хороших барабанных тормозов.
Барабанные тормоза
Тормоза данной конструкции употребляются в дорожных велосипедах уже несколько дюжина лет. Их конструкция несложна и технологически в далеком прошлом отработана. Употребляются по большей части в дорожных и городских велосипедах с одной передачей (в отечественном магазине это муниципальные велосипеды Dorozhnik Retro 2016 и Dorozhnik Comfort Male 2016).
Принцип работы: тормозные колодки находятся в втулки заднего колеса и приводятся в воздействие при нажатии велосипедистом педали назад.
Фактически постоянно устанавливаются надетских и одно скоростных подростковых велосипедах. Время от времени в сочетании с передним ручным V-brake тормозом. Это весьма успешная и надежная комбинация, применяющая преимущества их обоих и компенсирующая недостатки друг друга.
Ножные тормоза самый действенны, в то время, когда педали находятся в горизонтальном положении и велосипедист начинает, легко нажимая ногой, медлено притормаживать. Ну а вдруг обстановка на дороге делается экстремальной — разрешат остановить мчащийся байк с минимальным тормозным методом.
Целый тормозной механизм находится в втулки заднего колеса. Обслуживания фактически никакого не требуется – помогают целый срок судьбы велосипеда. Не подвержены никаким погодным и механическим действиям, трудятся «и в ливень и в зной», в любой грязи и на любой «восьмерке».
Не опасаются ударов и падений – как раз исходя из этого идеально подходят для подростковых моделей и детских.
Имеется у них и собственные недочёты. Основной и самый главный – трудятся лишь на односкоростных велосипедах.
При вертикально расположенных педалях некомфортно пользоваться. В следствии приходится тратить драгоценные мгновения, дабы привести их в воздействие. Время от времени это критически принципиально важно.
Не смотря на то, что умелые велосипедисты при езде постоянно держат педали или горизонтально, или одну выше второй, но не вертикально. Это позволяет в необходимый момент сходу начать тормозить либо прибавить скорости.
В случае если цепь слетает со звездочки – тормоза уже не трудятся. Правда эту неприятность, как и вертикально расположенные педали, решается установкой на переднее колесо дублирующих тормозов. В большинстве случаев это V-brake.
Время от времени еще в качестве недочётов говорят, что они имеют больший вес, чем вибрейки, спицы и втулка испытывают при торможении более большие нагрузки, чем на дисковых и вибрейках,а при долгом торможении очень сильно нагреваются. Но, для дорожных велосипедов и городских, на которых устанавливают барабанные тормоза, это не имеет никакого важного значения.
Ободные тормоза
Бывают нескольких видов и представлены на рисунке.
Мысль работы. Тормозные колодки прижимаются к ободу колеса и тормозят велосипед.
Мы остановимся лишь на V-brake типе. на данный момент они самый распространенные и установлены на большинстве реализовываемых в отечественном магазине моделей.
Связано это с их хорошим тормозным упрочнением, малым весом, низкой ценой (весьма несложная конструкция), лёгкостью и дешевизной в обслуживании. Поменять тормозные колодки, подтянуть тросик возможно где-угодно посредством шестигранника.
Тормоз V-brake на велосипеде Discovery | Устройство ободных тормозов типа V-brake |
Имеется и у них собственные недочёты. Самый основной – нехорошее торможение в мокрую погоду. В случае если проехать по глубокой луже либо в ливень, тотормозные колодки трудятся хуже, не снабжая нужное тормозное упрочнение.
Хотя тут имеется собственные приемы — при проезде глубокой лужи тормоза сушат путём краткосрочных нажатий на ручку тормоза.
Не хорошо трудятся в случае если на колесе «восьмерка», либо не верно настроен зазор между колодкой и ободом. Нужно иногда подтягивать ослабевающий тросик.
При попадании на обод колеса песка либо грязи он и колодки скоро изнашиваются. По большому счету в грязи чёрта торможения быстро ухудшаются. Хотя здесь имеется нюансы. Первое, отнюдь не все велосипедисты ездят по громадной грязи – через чур тяжелое это занятие.
Второе. В грязи через чур скоро не отправишься и в тормозах громадной необходимости нет. К тому же колесо в грязи по большому счету теряет контакт с поверхностью в этот самый момент уже никакой тормоз не окажет помощь.
Чтобы грязь не мешала торможению, ставят особые колодки с грязе-отводящими канавками.
При все возможном упрочнении на тормоз брюки перья и вилки рамы подвергаются расширению, не смотря на то, что для устранения этого недочёта устанавливают особые коромысла, придающие дополнительную жесткость.
При долгом торможении нагреваются обода колес, что ведет к быстрому износу и повреждению покрышек колодок. Не смотря на то, что колодки — это расходные материалы, стоят достаточно дешево и, как уже упоминалось выше, достаточно легко изменяются.
Еще в качестве недочёта приводят вывод о том, что на колесе нельзя установить более широкие покрышки (шире чем 2,5 дюйма). По-моему, точке зрения — это уже надуманно. Возможно поразмыслить, что несложный бюджетный велосипедист всегда меняет себе покрышки.
Какие конкретно находились на велосипеде – те значительно чаще и останутся на нем до конца срока работы.
Как видно из вышеперечисленных недочётов большая часть из них для среднего велосипедиста не играются принципиальной роли, так что ободные тормоза – фактически лучший выбор по качеству и цене работы для бюджетных велосипедов с переключением скоростей.
Занимательное видео о настройке V-brake тормозов
Дисковые тормоза.
Пришли в велосипеды из мотоспорта и бывают двух видов – механические и гидравлические.
Дисковый тормоз на велосипеде Formula | Устройство дискового тормоза |
Мысль работы несложна дисковых механических тормозов. К прикрепленному ко втулке колеса металлическому диску справа и слева прижимаются тормозные колодки посредством особого механизма.
В механических тормозах упрочнение от ручки передается на колодки через тросик, как раз такие продаются в отечественном магазине. В гидравлических — посредством несжимаемой тормозной жидкости, находящейся в шланге большого давления. Гидравлические дисковые тормоза, не смотря на то, что и являются на данный момент самыми действенными,дорого стоят и в моделях, представленных в отечественном магазине, не установлены.
Для горного велосипеда это самый действенный тип тормозов. Трудятся, так же как и ножные барабанные тормоза, при любых температурах,им не страшны «восьмерки» на колесах, в них не попадает грязь и никак не страдают обода колес, поскольку при торможении нагревается ротор. Не требуют постоянных подстроек (особенно гидравлические), легко дозировать упрочнение кучкой тормоза. Еще одна «фишка» дисковых тормозов – быстрота срабатывания.
Из-за маленького рычага движение ручки меньше чем на вибрейках. И не требуется жать ручку тормоза до упора. Да, тормозные колодки более износоустойчивые, не смотря на то, что и дороже колодок для ободных тормозов.
Среди недочётов дисковых тормозов, в первую очередь, хочется отметить их цену. Она существенно выше, чем у V-brake. Они тяжелее вибрейков и требуют повышенной жесткости амортизационной вилки. Ко мне же относят и сложность замены колодок. Да, имеется момент, в случае если при смазке велосипеда вы случайно попали маслом на ротор и отправились – вероятнее, нужно будет менять колодки, по причине того, что они пропитаются маслом.
Так что смазывайте пристально, не капайте маслом.
С дисковыми тормозами необходимо быть аккуратнее при транспортировке и хранении. В случае если погнется ротор — тормоз прекратит трудиться и по большому счету ехать на велосипеде будет проблематично. Выпрямить его весьма сложно – необходимо поменять.
Так же при наличии заднего дискового тормоза – проблемно установить на велосипед багажник. Необходимы багажники особой конструкции.
Учтите вот еще что. Если Вы желаете на данный момент приобрести велосипед с ободными тормозами, а позже проапгрейдить его до дисковых, то стоить это будет весьма дорого, и не факт что по большому счету окажется. Не на любой велосипед с V-brake возможно установить дисковый тормоз.
Так что в случае если желаете диски — лучше подкопите денег и сходу купите байк с дисковыми тормозами.
Хочется остановиться еще на одном нюансе дисковых тормозов. Чем больше диаметр ротора, тем выше эффективность торможения. Как говорят они более стоповее.
В случае если вес байкера 100 кг а также более либо при будущих поездках планируется, что нагрузка на велосипед будет порядка этих размеров (к примеру, станете брать в велопоход тяжелые портфели), то тем более легко нужно брать ротор как минимум диаметром 180 мм, а значительно лучше 203 мм. В случае если с деньгами туговато, а дисковые тормоза необходимы, лучше ставьте на переднее колесо ротор большего диаметра, чем на заднее. Это связано с тем, что переднее колесо при торможении играется громадную роль, чем заднее.
В отечественном магазине все типы тормозов оптимально подобраны к тем моделям, на которых установлены. Исходя из этого перед приобретением пристально проанализируйте где, как и в то время, когда Вы планируете ездить, конечно оцените собственный бюджет.
Видео и о настройке Дисковых тормозов
Роллерные тормоза
Прошлые три вида тормозов – самые популярные на территории постсоветских государств. Любой из них, как говорилось выше, имеют минусы и свои плюсы.
Инженеры компании Shimano решили сконструировать тормоза, сочетающие в себе плюсы всех прошлых типов и не имеющих их минусов. От дисковых тормозов они должны были перенять мощность и эффективность, от барабанных – неприхотливость и надёжность в обслуживании.
Роллерный тормоз на переднем колесе велосипеда | Неспециализированный вид роллерного тормоза |
Мысль роллерных тормозов в том, что тормозной барабан закреплен на левой стороне втулки (серий Nexus и Nexave), которая и тормозится, замедляя вращение колеса.
Само торможение является следствием силы трения, появляющегося между рабочей поверхностью и тормозными колодками тормозного барабана. Тормозные колодки раздвигаются роликовым механизмом при нажатии на ручку тормоза. А упрочнение от ручки на роликовый механизм передается при помощи тросика.
Для отвода тепла, появляющегося при торможении, на внешнем корпусе барабана устанавливается радиатор.
Схематично принцип работы роллерного тормоза продемонстрирован на рисунке справа.
К преимуществам роллерных тормозов относят, то что:
- Тормоза весьма замечательные и качественные.
- Трудятся независимо от наличия «восьмерок» на колесе.
- Регулировка практически не нужно. Они трудятся годами и не требуют никакого технического обслуживания, так же как и барабанные.
- Их возможно устанавливать на скоростные велосипеды.
- Тормоз прекрасно защищен корпусом от дождя, снега, грязи и пыли.
Нельзя сказать, что мысль создать совершенный тормоз совсем не состоялась. Но, как постоянно бывает в жизни и у этих тормозов проявились собственные недочёты. Частично они связаны с коммерческим правилами компании Shimano, частично с законами физики и принятыми инженерными ответами.
Недочёты роллерных тормозов:
- Эти тормоза совместимы не со всеми видами втулок. В следствии для апгрейда велосипеда необходимо было брать и поменять еще и втулку. А с этим связан и перебор всего колеса, что, конечно, не позвало энтузиазма у многих велолюбителей.
- При выжатом тормозе вероятно кручение колеса назад, что, согласитесь, совсем не прекрасно.
- Конструкция этого тормоза такова, что сам факт установки его на втулку тормозит ее вращение и ухудшает накат сам по себе, кроме того без нажатия на ручку тормоза. Это торможение не столь очень сильно, но все-таки имеется.
- Не обращая внимания на радиатор, тормоз все-равно греется, поскольку колодки находятся в замкнутом пространстве. Это тепло передается на подшипники втулки, что также не усиливает их работоспособность.
- Так же они не подходят к некоторым типам амортизационных вилок – не смотря на то, что заявить, что это серьёзный недочёт запрещено.
- Как говорилось выше, тормоз прекрасно защищен от дождя, снега, грязи и пыли. Но при погружении в воду либо попадании воды вовнутрь корпуса смазка вымывается, и тормоз начинает не хорошо трудиться.
- Вес тормозов оказался больше, чем у других типов, да и цена кусается
Не смотря ни на что, но данный тип тормозов не взял на территории бывших советских республик громадного распространения, не смотря на то, что в магазинах его возможно отыскать и установить.
Стремянные тормоза
В заключении скажем несколько слов о них. Это ветхий тип тормозов и по сей день не употребляется.
Принцип работы — тормозная колодка трётся о протектор колеса. На фотографии ниже прекрасно виден их принцип работы.