Реставрация кожаного седла — brooks необязателен

Так как я всячески популяризую в среде велосипедистов кожаные седла, частенько приходят вопросы «чем же отличается Brooks от тех седел, каковые находились на ветхих советских велосипедах».

Ответ — лишь весом, да и то не всегда. Отечественные ветхие седла и были сделаны «по мотивам» хороших британских и голландских седел, исходя из этого во всём, что касается ощущений при езде, они не отличаются от Бруксов.

Соответственно, сходу появляется вопрос — как отреставрировать старое кожаное седло, к примеру от Старт-Шоссе. Опыт говорит, что сделать это дома быть может, в этот самый момент я призываю на помощь моего хорошего привычного Артура, администратора форума отечественного таллинского велоклуба BikeTime. Дальше фотографии и текст отправятся от него.

Восстановление велосипедного кожаного седла

Предыстория такова: по окончании нескольких дальних поездок на шоссере, я решил попытаться известное британское седло Brooks, и мало помучившись с выбором модели, приобрел его. Итог превзошёл все ожидания, и по окончании него современное пластиковое седло, стоящее на двухподвесе, начало казаться неудобным, не смотря на то, что проехал на нём много.

Появилось желание поставить подобное и на МТБ, но мало настораживала узнаваемая нелюбовь таких сёдел к сырости, коей богат отечественный климат – а учитывая достаточно большую цена, запороть Брукс за один сезон дождей как-то жалко.

Тут в мои руки случайно попало старое кожаное седло от советского велосипеда «Старт-Шоссе», производства Харьковского велозавода: его конструкция представляла собой фактически полную копию Брукса, исходя из этого появилась идея привести его в порядок и испробовать: по крайней мере, отрицательный опыт не повлечёт материального ущерба.

Опыт должен был привести к одному из трёх вариантов развития событий:

1)- выяснится что таковой тип седла вправду не годится для отечественного «маленького» (всего 10 месяцев) сезона дождей

2)- всё будет нормально, и возможно будет смело брать второй Брукс;

3)- оно окажется столь-же эргономичным, и останется на велике на долгое время.

Что было в начале

Седло, провалявшееся много лет в сарае, а до этого много повидавшее на своём веку, было в достаточно плачевном состоянии – но по большей части это касалось металлического каркаса, очень сильно изъеденного ржавчиной: а вот кожаная покрышка, не смотря на то, что была рассохшейся, потрескавшейся и ободранной, была в полной мере пригодной для восстановления, поскольку необратимых повреждений кожи не было.

Реставрация кожаного седла — brooks необязателен

Регулировочный винт механизма натяжения, к счастью, очень сильно не крутили, и волокнистая структура кожи не была уничтожена. Деформация от езды при отсутствии ухода повлияла лишь на боковины, разошедшиеся в стороны – но это легко исправлялось, исходя из этого решил взяться за дело.

Старый металлический каркас был подвергнут пескоструйной обработке, и дополнительно отшлифован напильниками и наждачной бумагой.

Маленькие отклонения формы выправлены посредством тисков, громадного разводного ключа, и прикрученного к рельсам ветхого подседельного штыря. После этого он был покрыт консервационным составом SP 350 компании CRC Industries и дан в цех гальванической обработки для хромирования. Оно было сделано практически превосходно, за исключением впадины подковообразной внутренней поверхности и пластины носика механизма натяжения: по всей видимости, требовалась особая форма электрода.

Эти территории обработал противокоррозионным составом-грунтовкой Epoxy Anticorrosion-system компании Brunox, перевоплотившим остатки ржавчины в порах металла в инертную предохранительную плёнку, и для придания товарного вида закрасил акриловой краской Lacquer Black matt 900106 компании MoTip. Грунтом кроме этого обработал соединительные муфты в местах стыков с рельсами и опорной пластиной. Для ускорения сушки Брунокса поместил подробности каркаса в домашнюю духовку, много порадовав этим мужу.

Механизм натяжения оставил в штатном выполнении, не смотря на то, что умельцы с харьковского велофорума переделывали его путём пропиливания шлица под отвёртку и стачивания стопорного выступа на винте. Для удобства регулировки, сделал по примеру Brooks особый ключик, проточив на наждаке простой накидной.

Кожаная покрышка седла настойчиво попросила большей возни. Частично сохранившаяся ветхая краска была по большей части удалена той-же пескоструйкой. Изнутри обнаружился второй слой узкой твёрдой кожи, приклеенной к главному.

Его назначение для меня сперва стало тайной: были версии о декоративных целях, усилении жёсткости, брызгозащите, предохранении покрышки от истирания об каркас… Подобная «подкладка» раньше виделась и у других производителей: Брукс, Леппер, Витткоп так потом.

В конечном счете выяснилось что данный слой рекомендован для предотвращения сильного растяжения кожи при её намокания, и предохранения от деформации – но в то-же время ухудшает свойство седла принимать со временем соответствующую анатомии хозяина форму (англ. breaking in), и мешает коже «дышать».

У моего экземпляра, подкладка испортилась: частично истлела и отклеилась, исходя из этого была удалена всецело – современный Брукс, помогавший мне примером, обходится без неё, и думаю, подобная ему по толщине кожа от этого не пострадает. Клей, похожий на «Момент», оставался очень прочным, и подкладка отрывалась вместе с волокнами главной кожи, отчего покрышка изнутри стала мохнатой. Остатки клея были бережно удалены скальпелем.

Практически у всех ведущих производителей сёдел кое-какие модели имеют перфорацию нижнего края боковин, предназначенную для шнуровки: она разрешает регулировать жёсткости седла и степень упругости, и предохраняет его от деформации.

Решил сделать так-же: отверстия различных диаметров (крайние являются декоративными) были проделаны пробойниками и специальными щипцами для кожи. Ими-же обновил отверстия в центре седла.

Внутренняя сторона кожи была обработана шкуркой; труднодоступный носик – абразивным шариком в электродрели. Это убрало ворс и вернуло простую шероховатую структуру изнанки кожи.

края и Внешняя поверхность были шепетильно зашкурены наждачной бумагой, с зернистостью 120, 240, 500 и 2500. Она всецело сняла остатки краски, и загладила потрескавшиеся и ободранные участки кожи. В ходе шлифовки стало известно, что сухая кожа весьма легко полируется: скатывавшиеся волокна я иногда стирал тряпкой, а также от этого она начала становиться блестящей, заодно меняя цвет с соломенного на тёмно-коричневый.

Эмблемы изготовителя – овал с буквами УК (по данным из Харькова, «трест Украинская Кожа») – были не тиснёными, как в большинстве случаев делали, а сделанными острым штампом, врубленным в кожу и покинувшим глубокие шрамы.

Изучив тонкости покраски кожный покров, заказал особую проникающую краску Black Leather Dye компании Fiebing. Пересохшая кожа со шлифованной поверхностью не настойчиво попросила дополнительных препаратов: краска великолепно впитывалась и покрывала поверхности ровным слоем. Кисточка-шарик из набора была весьма эргономичной, кстати.

Отверстия, куда кисть не попадала, прокрасил ватными палочками. Краска, не смотря на то, что и имеет спиртовую базу, водостойкая: отмыть от неё резиновые перчатки тёплой водой с мылом не удалось.

Пропитавшись краской, кожа стала мягкой и податливой: воспользовался этим и стянул боковины продетой в перфорацию проволокой: по окончании подсыхания, форма осталась верной. В некоторых очень сильно ободранных местах по окончании окрашивания снова показались шероховатости от вставших волокон; повторно зашлифовал поверхность шкуркой №2500 и покрасил снаружи ещё раз.

Полировку делал посредством войлока, фетрового круга на резиновой «тарелке», и окончательную – автомобильным агрегатом с насадкой в виде «шапочки» из овечьей шерсти. Лоск оказался нормальным. Не обращая внимания на блестящую крашеную поверхность, кожа не утратила свойство легко впитывать влагу: капля воды исчезала за несколько секунд.

Пропитывать кожу касторовым либо костяным маслом, как рекомендуется в некоторых источниках, не стал: большая часть авторов сходятся во мнении, что это делает кожу чрезмерно мягкой, подверженной растяжению, забивает поры, и в конечном счете содействует приходу седла в негодность. Неприятность в том, что масло есть жидкостью, и не смотря на то, что защищает кожу от воды, само действует подобно: смягчив натянутую кожу, активизирует и процесс «прикатки» седла к фигуре хозяина, но не останавливается на этом и преобразовывается в таковой кошмар:

Для защиты и восстановления эластичности от жидкости, покрышка была шепетильно пропитана с обеих сторон пара раз особым средством Proofide компании Brooks, и по окончании его просушки и впитывания повторно отполирована шерстяным кругом.

Сборку сделал на бронзовых заклёпках со шляпками диаметром 12 мм, для чего было нужно изготовить на наждаке из ветхого шестигранника особый инструмент, чтобы добраться до заклёпок изнутри носика.

Головки наряду с этим опирались на подставку из толстого алюминия, в котором предварительно сделал углубление соответствующей формы посредством совершенно верно такой-же заклёпки, но не бронзовой а стальной, удачно продававшейся в том-же магазине. Заклёпки на задней части седла никаких ухищрений не настойчиво попросили, в том месте всё доступно. Для обеспечения равномерного прилегания к каркасу, седло сперва было собрано на винтах М5, каковые после этого по-одному заменялись заклёпками.

Конечно, поверхности их головок мало пострадали, исходя из этого были заполированы по окончании сборки маленькой машинкой Dremel. Диаметр заклёпок – 5 мм. – забрал больше уникальных: это разрешило устранить все люфты, появившиеся из-за деформации отверстий в рамке и коже при прошедшей жизни седла.

По иллюстрациям из ветхих каталогов Brooks сделал брызгозащитный вкладыш, закрывающий внутреннюю поверхность. Действительно, целлулоида Сейчас не отыскать, исходя из этого вырезал его из узкого упругого пластика, приобретённого в канцтоварах под видом папки-скоросшивателя для бумаг.

Что оказалось в следствии:

Суммарные затраты на использованные материалы, инструменты и оплату работ каковые дома не сделать, составили около 30 евро: если сравнивать с ценой нового кожаного седла, достаточно мало. Времени на всю эту возню, само собой разумеется, израсходовано изрядно – но потому, что делалось скорее из желания и интереса помастерить, мне его совсем не жалко!

Эксплуатация восстановленного седла

В деле седло ведет себя так, как и положено  — по окончании насиживания в течение 300 с маленьким километров, на коже показались чуть заметные впуклости, покинутые моими выпуклостями. По ощущениям нет никакой отличия с Brooks.

Зимы и «влажные» сезоны седло удачно пережило; похоже что их ласковая ранимость сильно преувеличена, в случае если хоть мало следить и заботиться.

Создатель материала Артур «Archie» c велофорума семь дней.ee

________________________________________________

Вот так, глубокоуважаемые читатели, этот пример лишний раз подтверждает то, что у IT-шников руки растут из верного места. В полной мере вероятно вернуть старое, рассохшееся кожаное седло от ХВЗ, в случае если очень сильно захочется. Любой сам решает, что для него подходит больше: израсходовать деньги на Брукс либо израсходовать время на реставрацию ветхой кожи.

В случае если у кого-то имеется вопросы по этому процессу, то пишите в комментариях, надеюсь, у Артура найдется время, дабы ответить.

Восстановление кожаного седла велосипеда.

Темы которые будут Вам интересны: