Велосипедные обода
В данной статье мы разглядим главную часть велосипедного колеса – обод. На рисунке с поперечным сечением колеса это 1. Так же упомянем и об ободной ленте (номер 2 на рисунке), для чего она нужна.
Что такое обод? В соответствии с Википедии – это наружная часть колеса в виде круга, которая крепится к ступице колеса (втулке) на натянутых спицах.
Обод – это база колеса и исходя из этого он должен быть:
- Прочным;
- Твёрдым;
- Легким.
жёсткость и Прочность.
Обе эти характеристики определяются материалом, из которого сделан обод и формой профиля. Причем профиль кроме того более серьёзен, чем материал.
Легкость
по поводу легкости. Это принципиально важно не только с точки зрение переноса байка велосипедистом, но и с позиций езды на нем. Чем легче велосипед – тем несложнее его разогнать. Причем имеется закономерность – грамм веса в колесе требует вдвое больше энергии, чем тот же грамм в раме или других элементах.
Это необходимо в обязательном порядке учитывать.
Из чего изготавливают обода
Обода изготавливают преимущественно из следующих материалов:
- Сталь.
- Алюминиевые сплавы.
- Карбон.
Обода из стали создают уже десятки лет. Процесс в далеком прошлом отлажен, достаточно недорог. Металлические обода имеют плюсы: недорогие, прочные, на них несложнее исправить «восьмерку» либо «яйцо».
В также время имеется и минусы: они тяжелее алюминиевых, более подвержены коррозии. Металлические обода превосходно подходят для односкоростных велосипедов, применяющих ножные тормоза, но их нельзя использовать для моделей с V-brake тормозами.
Сейчас большая часть колес собирают на базе ободов изготовленных из алюминиевых сплавов. Колеса ни их базе легче металлических, а благодаря особой форме профиля их жесткость кроме того выше. Для увеличения прочности алюминиевые обода проходят еще и термическую обработку, так именуемую закалку, а затем анодирование и покраску, что делает их еще более устойчивыми к коррозии. При всех плюсах и у них имеется минус.
Алюминиевые колеса – все же дороже металлических.
Изготавливают современные обода способом экструзии. Это в то время, когда полу расплавленный металл выдавливают через отверстие, определяющее поперечное сечение обода. После этого полученный профиль изгибается в ровное кольцо и скрепляется при помощи сварки.
Карбоновые обода весьма легкие и прочные, но уж весьма дороги. Их изготавливают совместно со спицами. На рисунке выше именно пример для того чтобы обода с пятью спицами.
профиль и Тип обода
Как было обрисовано обода по большей части изготавливают из алюминия и стали. прочность и Жёсткость обода сильно зависит не только от материала, но и от вида профиля, из которого его изготовляют.
Обода бывают одинарные, двойные, тройные.
Одинарные
Одинарные обода изготавливают, по большей части, из стали. Это самый несложный и недорогой вариант. Их применяют на городских велосипедах, не испытывающих сильных ударных нагрузок и предназначенных для спокойной езды либо детских моделях.
Причем это неизменно модели с ножными барабанными тормозами.
Двойные
Двойными они именуются вследствие того что не считая нижней стены, к которой крепятся спицы, имеется еще и вторая перегородка. Как раз за счет второй перегородки такие обода имеют жёсткость и высокую прочность. Двойные обода устанавливают на большая часть байков высокого класса и среднего.
Изготавливают их из алюминиевых сплавов, что снабжает небольшой вес и высокие антикоррозийные особенности.
Тройные
Это самые прочные, но, в также время, и самые тяжелые обода. Видятся достаточно редко. Дополнительная перемычка предназначена для увеличения боковой прочности при применении замечательных ободных тормозов. Но на сегодня такие тормоза все более вытесняются дисковыми тормозами, а для них такие замечательные обода не необходимы, поскольку для торможения употребляется тормозной диск (ротор), а не сдавливание обода.
С позиций жесткости, такие обода используются лишь в экстремальных видах велоспорта, так что они не сильно распространены.
Обода для бескамерных покрышек
Существуют еще и особые обода для бескамерных покрышек.
Первая разработка: UST (Universal System Tubeless) универсальная бескамерная совокупность, созданный во второй половине 90-ых годов двадцатого века французской компанией Mavic.
Второй вариант — разработка BST (Bead Socket Technology), компании Stan s, разрешила устанавливать бескамерку фактически на любое велосипедное колесо.
Высота обода
В случае если нужен обод с большей прочностью, то используется большой профиль. Это существенно повышает его прочность и жёсткость «на складывание». Такому колесу менее страшны кочки и ямы на дороге либо гоночной автостраде.
Чем выше профиль обода, тем лучше он держит фронтальные удары, чем шире обод, тем больше его торсионная жесткость.
Обода для стрита и фрирайда имеют высокий профиль и ширину. тут достаточно ударов со всех сторон. В стрите и триале чаще применяют обода с коробчатым профилем.
Зависимость от типа тормоза
Как Вы уже осознали, тип применяемого обода во многом определяется еще и типом тормоза, установленного на велосипеде.
На байках с тормозами типа V-brake ставят алюминиевые обода с ровной боковой стенкой. Причем на дорогих и качественных ободах протачивают особую канавку, предназначенную для контроля износа боковых стенок. Когда ее не будет видно – обод необходимо поменять.
К примеру на рисунке изображены высокие двойные алюминиевые обода.
При применении дисковых тормозовширокие боковые стены применять не обязательно, исходя из этого их делают более узкими. Конечно, обода, предназначенные для применения на велосипедах с дисковыми тормозами, из-за отсутствия тормозных дорожек, не смогут употребляться с ободными тормозами, а напротив возможно.
Керамические обода
Так именуют обода со особым керамическим покрытием на тормозных дорожках при применении вибрейк тормозов. Толщина слоя — менее 1 мм.
Плюсы керамических ободов:
- Быстро возрастает эффективность работы тормоза не только в хорошую погоду, но и под дождем, снегом, в грязи.
- Керамика весьма твёрдая и фактически не стирается при эксплуатации.
Минусы керамических тормозных дорожек:
- Обода с керамическим покрытием существенно дороже. К ним необходимы особые более твёрдые тормозные колодки.
- Высокая возможность скола покрытия при агрессивном катании.
Сам обод существенно мягче керамического покрытия и всегда испытывает деформации от нагрузок при перепадов и катании температур. Твёрдой керамике такое выдержать сложно и уже через 2-3 года она начинает трескаться и отслаиваться.
Причем, самое обидное, что обод целый и крепкий, а нормально тормозить уже запрещено. Особенно это заметно при нередких ударах по колесу и при появлении «восьмерок».
оптимальнееих применять на асфальте и ровном грунте. Горные лесные тропинки и каменистые склоны керамика может не выдержать.
Пистонирование ободов
Суть этого термина в следующем. В колесе спицы натягиваются между втулкой и ободом. Наряду с этим они трудятся на натяжение.
В месте крепления спицы к ободу накапливается усталость металла, он может трескаться, что приведет к вырыванию спицы.
Чтобы избежать этого применяют пистонирование. Каждую спицу устанавливают в особый стакан в ободе – пистон, что распределяет нагрузку, увеличивая ресурс колеса. Бывают еще и резьбовые пистоны, каковые вкручиваются во внешнюю стенку обода, а внутренняя стена не сверлится по большому счету.
Правда время от времени никакое пистонирование не оказывает помощь. На фотографии видно к чему приводит сильное перетягивание спиц и через чур агрессивная езда.
Ободная лента
Ободная лента это резиновая либо полимерная лента, защищающая камеру от проколов со стороны обода спицами либо острыми финишами отверстий для спиц. Так же она разрешает герметизировать обод.
Более детально о ней возможно почитать в соответствующей статье на отечественном сайте.
Увлекательное видео о производстве алюминиевых ободов