Планетарная втулка велосипеда
«Для чего изобретать велосипед, в случае если его возможно усовершенствовать?» – данное высказывание все еще актуально. Не обращая внимания на то, что велосипед был придуман около 200 лет назад, его модернизация не заканчивается. Разработчики всегда совершенствуют внешний вид велосипеда и его комплектующее.
Прогресс в области велотуризма и в частности велоспорта быстро начинается, чему свидетельствует повышение таких показателей как: средняя скорость, надежность комфорт и качество велосипеда.
Планетарная втулка – технически сложная, но очень важная часть современного велосипеда. Не обращая внимания на то, что такая втулка была изобретена в начале прошлого века, производители стали использовать ее в велостроении недавно. Обстоятельством тому являлась сложная внутренняя оснастка, которой нужны небольшие подробности из высокопрочных материалов.
На данный момент планетарные втулки достаточно практичны и активно применяются в производстве велосипедов.
Устройство планетарной втулки
По характеру работы планетарная втулка напоминает автомобильное КПП. Внутренняя часть втулки оснащена совокупностью шестеренок соответствующих размеров, каковые владеют нужным передаточным числом. Велосипедная планетарная втулка, кроме этого как и автомобильная коробка передач, делает функцию переключения скоростей, тем самым сокращает нагрузку на ноги велосипедиста.
Благодаря планетарной втулке передачи переключаются скоро и вовремя. На изображении ниже, наглядно продемонстрирована внутренняя механика втулки:
По характеру работы планетарная втулка похожа на вариатор (передает крутящий момент и медлено изменяет передаточное отношение). К главным элементам втулки относятся:
- Солнечная шестерёнка (желтый цвет на изображении) – находится в центре, кроме этого есть осью заднего колеса;
- Водило (светло синий цвет) – пара равных планетарных шестеренок (сателлитов), каковые «намертво» фиксируют собственные оси относительно друг друга и находятся в твёрдой сцепке с солнечной шестерней;
- Кольцевая шестерёнка (красный цвет) – наружная шестерня (эпицикл) с внутренней зубчатой передачей, благодаря которой сцепляется с сателлитами.
Планетарная втулка, в отличие от распространенной втулки с громадным числом звездочек (кассетой), имеет 3 либо 7 передач. Велосипед, оснащенный «кассетной» втулкой имеет 21 либо 27 скоростей, часть которых взаимозаменяемы за счет разных комбинаций, поскольку передаточные показатели звездочек достаточно близки. В большинстве случаев, на велосипеде с «кассетной» втулкой редко употребляются все передачи. Это со своей стороны говорит о том, что нет необходимости много скоростей.
К тому же диапазон передач планетарной втулки весьма широкий – 180% — 500%, в зависимости от типа втулки.
Преимущества планетарной втулки
- надёжность и Высокая практичность, все подробности сложного механизма защищены прочным корпусом, к тому же элементы втулки всегда смазываются трансмиссионным маслом;
- Употребляется встроенный механизм для тормозов и переключения скоростей, не требующий регулировки;
- Возможность переключать скорость, как на ходу, так и стоя на месте;
- Громадные ресурсы велосипедной цепи и звездочек благодаря определенным характеристикам планетарной втулки.
Недочёты планетарной втулки
- Довольно громадный вес механизма – втулка включает в себя множество разных железных шестеренок. Масса планетарной втулки в сборе образовывает – 1,5-3 кг;
- Громадный коэффициент трения – почему редуктор втулки имеет низкий КПД, что есть одной из обстоятельств того, из-за чего в опытном велоспорте не употребляется втулка планетарного типа;
- Не рекомендовано эксплуатировать велосипед с планетарной втулкой зимой из-за большого коэффициента вязкости применяемого трансмиссионного масла;
- Дабы отремонтировать планетарную втулку необходимо обращаться к квалифицированным экспертам. Запчасти, нужные для ремонта достаточно сложно найти, к тому же отыскать подходящее трансмиссионное масло не легкая задача.
Подводя итоги, возможно заявить, что для любителей комфортной и размеренной велосипедной езды планетарная втулка будет лучшим вариантом. Для тех же, кто склонен к стремительной езде по пересеченной местности, низкий КПД и высокая цена планетарной втулки будет громадным препятствием, при таких условиях лучше ее не применять.